БАДы и витамины в тренде российских продаж в 2022 году

БАД на российском рынке

Пандемия COVID-19 изменила отношение людей к своему здоровью, важность профилактики вышла на первый план. Сегодня россияне уделяет огромное внимание состоянию своего здоровья и для укрепления иммунитета и профилактики различных заболеваний стали активно принимать БАДы, витамины и антиоксиданты.

Что такое БАД?

БАДы – это природные (идентичные природным) биологические активные добавки (вещества), предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. В составе  БАДов могут быть и пробиотические микроорганизмы. БАДы не являются лекарственными средствами и занимают промежуточное положение между лекарствами и пищевыми продуктами.

По составу БАДы подразделяются на группы:

  • Нутрицевтики — БАДы к пище, применяемые для коррекции химического состава пищи человека.
  • Парафармацевтики -БАДы к пище, применяемые для профилактики, вспомогательной терапии и функциональной активности органов и систем.
  • Эубиотики (пробиотики) -БАД к пище, в состав которых входят живые микроорганизмы или их метаболиты, нормализующие состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта.                           Основным фактором роста потребления БАДов с 2020 года стала пандемия COVID-19. Согласно ВЦИОМ, в  2021 году более 52% россиян принимали витамины, минеральные вещества или аминокислоты. На конец 2021 года аптеки предлагали более 3 тысяч брендов БАДов, выпуском которых занимались более тысячи  производителей и эта цифра продолжает расти. БАДы от российского производителя занимают 77,5% в натуральном выражении, в денежном – 51,7%.

Рис.1 Динамика рынка БАДов в России в денежном выражении, млрд руб. (источник: DSM Group)

За первые три месяца 2022 года спрос на БАДы в аптеках увеличился на 19,5% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Если в январе 2022 года продажи БАДов составили 8,9 млрд руб., то в марте уже 13,2 млрд руб., с 33 млн упаковок до 39 млн упаковок. Покупатели потратили на БАДы рекордные 29,3 млрд рублей за январь–март 2022 года -рост на 45,2%. Об этом свидетельствуют данные компании DSM Group

На начало весны традиционно приходится всплеск интереса к витаминным комплексам. Многие россияне стараются следить за своим здоровьем и укреплять иммунитет. Биодобавки делают на основе лекарственных растений, а фитотерапия играет важную роль в повышении защитных сил организма. Все знают, что такое аспирин, но мало кто осведомлен, что салицилаты выделили из коры ивы.

Помимо желания потребителей укрепить организм после зимы, очевидный рост спроса на БАДы в марте 2022 года вызван формированием запасов потребителями, что было продиктовано опасениями подорожания препаратов и уходом западных брендов с российского рынка. Но дефицит не случился, а рынок БАДов  пополнился новыми брендами.

Данные показатели демонстрируют тенденцию на увеличение спроса на БАДы среди потребителей.

На рекордные объемы повлиял не только рост цен на добавки. Согласно исследованию, покупатели стали больше интересоваться дорогими БАДами: доля продаж добавок по цене от 500 рублей увеличилась по сравнению с прошлым годом на 12%.

Тренд на рост продаж дорогостоящих добавок начал формироваться с 2018 года в связи с изменением портрета потребителя. БАДы стала покупать более молодая и платежеспособная аудитория, любители здорового образа жизни и регулярных занятий спортом. Современный покупатель выбирает правильное питание и дополняет его различными полезными добавками.

Специфика заболевания COVID-19 и его лечения показали высокую востребованность пребиотиков и пробиотиков, а также моновитаминов группы С и D.

Рис.2. ТОП-10 самых покупаемых/востребованных БАД, млрд руб. (источник: ApharRM)

У крупных производителей на сегодняшний день одним из драйверов развития отечественного рынка БАДов является тренд на расширение ассортимента пробиотиков, поскольку эффект от их употребления ощутим достаточно быстро и спрос на них растет. Также россиян интересуют средства, способствующие замедлению процессов старения, поддержанию в норме уровня холестерина и артериального давления, а также добавки к пище для мужского и женского здоровья.

Рис. 3. ТОП-10 самых востребованных брендов БАД, млрд руб. (источник: ApharRM)

Среди производителей наибольший объем продаж у российской компании Эвалар, которая занимает 16,2% отечественного рынка БАДов и по итогам 2021 года получила выручку в размере 11,7 млрд руб. На втором месте среди корпораций, производящих БАДы для российского рынка, находится Solgar Vitamin and Herb с выручкой в 5,8 млрд руб., занимающая 7,2% рынка.

Рис. 4. ТОП-10 корпораций по продажам БАД в 2021 году, млрд руб. (источник: Анализ данных СПАРК)

Также на рост продаж БАДов в аптеках повлиял уход с российского рынка популярного американского интернет-магазина витаминов и товаров для здорового образа жизни iHerb в начале марта. Как результат, на маркетплейсах наблюдается высокая частота запросов с ключевыми словами «iherb», «iherb витамины», «iherb витамины для женщин».

Западные бренды Солгар, Доппельгерц и Максилак успешно реализуют свою продукцию в аптеках и на маркетплейсах, на эти каналы продаж санкции не повлияли. Российские производители БАДов  Siberian Wellness, Эвалар и Pharmamed закрепили лидерские позиции на рынке. Отечественный Эвалар реализует БАДы через собственные оффлайн аптеки, онлайн-аптеки и маркетплейсы, а также через свой интернет-магазин. 

В условиях санкций производители БАДов успешно освоили интернет площадки. Например, Эвалар активно сотрудничает с маркетплейсами Ozon и Wildberries, благодаря чему доля e-commerce у концерна увеличилась на 12%. Собственный маркетплейс Эвалара «Фитомаркет» интегрирован в Яндекс и СберМегаМаркет.

После уменьшения количества аптек в России, на маркетплейсах растет категория БАДов и лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Исходя из анализа данных Wildberries, в подкатегории «БАДы» с марта 2022 года наблюдается постепенное увеличение спроса. Пик был зафиксирован в июле, когда покупатели потратили более 333 миллионов рублей. Самые популярные товары этой категории: коллаген, капсулы для похудения, витамины Омега 3 и БАДы для роста волос и ногтей. Меняется и структура продаж. Так например, по данным аналитического сервиса Moneyplace, тренд на покупку БАДов с содержанием коллагена на Wildberries активно растет с каждым месяцем.

В подкатегории «Витаминный комплекс» на Wildberries самая высокая выручка с марта 2022 года была также зафиксирована в июле — ее объем составил чуть менее 125 миллионов рублей. Лучше всего продавались комплексы витаминов для мужчин, женщин, капсулы Омега 3 и витамин D3.

В категории «Лекарственные препараты» самые высокие объемы продаж наблюдались в марте: оборот составил 12,7 миллиона рублей. В этой категории самым популярным стал лекарственный препарат, применяемый для реабилитация после заболеваний дыхательных путей и пневмонии, что опять же характерно для восстановления после COVID-19.

В апреле, мае и июне стремительно повышался спрос на жиросжигатели и L-карнитин перед пляжным сезоном.

На маркетплейсе  Ozon в категориях «БАДы», «Витаминные комплексы» и «Лекарственные средства» максимальный объем выручки в 2022 году был зафиксирован в марте.

Рост спроса на Ozon наблюдается в подкатегориях: «БАДы для женщин», «БАДы при эректильной дисфункции», «БАДы седативные -успокоительные средства», «БАДы при диабете», «БАДы Омега и рыбий жир»

В категории товаров Ozon «БАД при простуде» с марта 2022 года пик выручки зафиксирован в мае — 3,25 миллиона рублей.

Перспективы развития рынка БАД

Дефицит дополнительных полезных веществ у переболевших, как последствие пандемии коронавируса, предположительно может явится одним из факторов повышения спроса на БАДы в России. По данным портала «Чек индекс», в первом квартале 2022 года объем продаж БАДов в денежном выражении в аптеках вырос на 48% относительно аналогичного периода 2021 года. Однако средний чек оказался на 17% ниже, чем в прошлом году, 551 рубль. А спрос в онлайне в несколько раз выше, чем в оффлайне.

 Поисковые запросы в Яндексе с января по март увеличились на 16% (44 940 074 запросов) по сравнению с аналогичным периодом годом ранее (38 782 367 запросов). Объем продаж в интернете вырос на 105% в денежном выражении. Решающим фактором для покупки в онлайн или оффлайн является цена

Изменение политической и экономической обстановки способствовало изменению структуры продаж БАД. В частности,  выросла доля отечественных производителей на рынке. В последнее время появляется много запросов на контрактное производство от российских малых компаний и стартапов, поэтому прогнозируется рост количества игроков рынка БАДов. Введенные против России санкции обусловили уход с российского рынка зарубежных производителей БАД, что позволит отечественным производителям создать конкурентоспособную альтернативу зарубежным аналогам.

Источники –Moneyplace.io, Delprofil.ru, Lenta.ru

Start typing and press Enter to search