Аптека и маркетплейсы: эффективное партнерство

Универсальные маркетплейсы

Универсальные маркетплейсы – это главная движущая сила российского рынка электронной коммерции. Именно на этих площадках наблюдается самый быстрый рост продаж и колоссальный потребительский трафик. Маркетплейсы предлагают уникальную возможность своим селлерам достаточно просто организовать собственный бизнес, получить доступ к широчайшей потребительской аудитории и решить все проблемы с реализацией продукции и организации логистического сервиса. Такие товарные категории, как: косметические средства, БАДы, медицинские изделия, средства гигиены, медицинская техника уже давно представлены на универсальных маркетплейсах и ежегодно показывают кратный рост продаж. 

В сентябре 2022 исполнился ровно год с того момента, как аптечные организации получили возможность представлять безрецептурные лекарственные препараты на крупнейших универсальных маркетплейсах. Несмотря на то, что пока активность по выходу аптек на маркетплейсы и представлению там лекарств, отпускаемых без рецепта, умеренная, в перспективе ближайшего года этот канал продаж очень быстро наберет обороты. Уже сегодня тем аптекам, кто решил продавать свою продукцию на маркетплейсах, необходимо принять все меры и сделать необходимые шаги, необходимые для занятия лучших позиций в поисковой выдаче маркетплейсов.

Размещение на маркетплейсах – отличная возможность получить дополнительный канал трафика, расширить круг целевой аудитории и увеличить прибыль от бизнеса. Однако у подобных платформ есть один весомый недостаток. Это высокая конкуренция. Чтобы успешно конкурировать с сотнями продавцов, которые предлагают похожие товары, нужно правильно продвигаться. На маркетплейсах необходимо не такое продвижение, как в интернет-магазинах. Здесь другая рекламная коммуникация и структура компаний.

Аналитика e-Commerce

По данным аналитического агентства Data Insight по итогам 2021 года был оформлен 101 миллион заказов на сумму 168 миллиардов рублей. Суммарное количество заказов в интернет-аптеках составило 6% от всех заказов, сделанных у ритейлеров, входящих в ТОП-1000. Сегмент интернет-аптек по сравнению с другими категориями рынка в 2021 году показал значительные темпы роста и занял второе место после продуктов питания по росту в деньгах, увеличившись на 34%. Категория аптечных товаров наряду с детскими товарами, косметикой, зоотоварами и украшениями входит в число наиболее быстрорастущих непродовольственных категорий. Конверсия в покупку в сегменте составила 9,5% – по данному показателю интернет-аптеки опережают большинство сегментов, уступая только магазинам продуктов питания, зоотоваров и универсальным маркетплейсам.

В 2021 году первое место в рейтинге интернет-аптек (по объему продаж) заняла Apteka.ru, второе и третье — Eapteka.ru и Zdravcity.ru соответственно. При этом на лидера (Apteka.ru) пришлось больше трети (35%) от всей онлайн-выручки сегмента аптечного сегмента. Однако, в 2022 году, по данным Data Insight, конкурентная ситуация в сегменте изменилась – маркетплейс Ozon.ru c долей 5% вышел на третье место в рейтинге самых больших продавцов лекарств в онлайн.

Для посещения сайтов интернет-аптек почти в 60% случаев используются мобильные устройства. Около 70% аптек имеют приложения на платформах Google Play и AppStore.

Самой популярной социальной сетью при этом стал ВКонтакте – 80% интернет-аптек ведут в ней свои сообщества. Почти половина (47%) имеют аккаунты в социальной сети Одноклассники, чуть меньше трети (30%) ведут каналы в мессенджере Telegram.

Универсальные маркетплейсы на фармацевтическом рынке. Плюсы и минусы партнерства

В течение последних нескольких лет маркетплейсы вполне успешно продают на своих площадках весь нелекарственный аптечный ассортимент: БАДЫ, косметические средства, изделия медицинского назначения, товары из категории «материнство и детство», товары для гигиены, стоматологии и многие другие. Эта продукция доставляется как курьерами на дом конечным потребителям, так и выдается через пункты выдачи заказов. С 1 сентября 2020 года агрегаторы и маркетплейсы допущены до дистанционной торговли лекарственными препаратами. Они получают право заключать с аптеками договоры о партнерстве. Какие же плюсы и минусы есть у универсальных маркетплейсов для ведения бизнеса компаниями, имеющими свои магазины на этих Интернет-ресурсах?

 Плюсы партнерства с универсальными маркетплейсами:

  1. Готовый огромный трафик. Наверное, это самое важное преимущество маркетплейсов. Действительно, за счет большого числа пользователей маркетплейса компания-мерчант может получить новых покупателей своего товара.
  2. Быстрый старт продаж с минимальным бюджетом — не нужно иметь и продвигать свой интернет-магазин или аптеку, которая размещена на маркетплейсе. Всех покупателей будет привлекать сам маркетплейс за счет своей рекламы и прочих инструментов продвижения.
  3. Ассортиментная матрица, сформированная самим магазином или аптекой. Маркетплейсы позволяют сформировать любой ассортимент по желанию компании-партнера, разумеется, в соответствии с российским законодательством.
  4. Высокая конверсия в продажи. Доля покупок, если пользователь зашел в карточку товара или положил товар в корзину, может оказаться выше среднерыночных конверсионных показателей.
  5. Экономия на логистике. В случае с доставкой лекарственных препаратов маркетплейс предложит аптеке собственную курьерскую службу. При этом, аптечная организация сможет использовать различные логистические схемы, в том числе, и выступать как пункт выдачи заказов для пользователей, пришедших с маркетплейса.
  6. Расширенная аналитика. Маркетплейсы смогут предоставить большой ассортимент различных отчетов по товародвижению, рекламным кампаниям, потребительскому трафику и многие другие.

В свою очередь, в работе с маркетплейсами следует учитывать и ряд следующих особенностей этих площадок:

  1. Односторонний юридический порядок работы. Все условия партнерства указаны в оферте и, либо ты принимаешь эти правила игры, либо не размещаешься на площадке. В случае с аптечными организациями партнерство аптеки и маркетплейса должно осуществляться по отдельному договору, предусматривающему ответственность за соблюдение всех правил продажи лекарств дистанционным способом.
  2. Полная зависимость от площадки. В случае размещения на маркетплейсе нужно точно понимать, что потребитель приходит за покупкой именно на сам маркетплейс, а не в ваш магазин или аптеку.
  3. Непрямой контакт с конечным потребителем. Все коммуникации с пользователями будут происходить через маркетплейс. Скорее всего, большая часть данных о пользователях, необходимая для реализации рекламных кампаний, будет не доступна для участника маркетплейса.
  4. Высокая конкуренция и рейтинг. В силу большого числа товаров и компаний, представленных на универсальных маркетплейсах, необходимо эффективно конкурировать на этих площадках, в том числе и инвестируя средства в маркетинг собственного магазина или аптеки.

Юридические аспекты партнерства аптеки и маркетплейсов

С 1 сентября 2021 г. вступают в силу изменения в Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 N 827.

Правила устанавливают множество требований. К наиболее значимым из них относятся следующие.

  1. Аптечные организации вправе заключать договор с юридическим лицом, являющимся владельцем агрегатора информации о товарах (маркетплейса), и при подаче заявления на получение разрешения на дистанционную торговлю в данном случае необходимо указать адреса сайта (адреса сайтов) в сети Интернет или мобильное приложение (при наличии), принадлежащих владельцу агрегатора (маркетплейса). При этом аптечная организация может заключить вышеуказанный договор с несколькими владельцами агрегаторов.
  2. Аптека может иметь свой собственный сайт, а может заключить договор с маркетплейсом. В то же время ответственность за наличие и полноту этой информации на сайте агрегатора/маркетплейса будет нести аптечная организация. Таким образом, в договоре с маркетплейсом необходимо четко прописать процедуру размещения и обновления информации о лекарственном ассортименте и ответственность за нарушение этих процедур.
  3. В модели продаж владельцем агрегатора/маркетплейса от имени и за счет аптечной организации может быть заключен договор розничной купли-продажи лекарственных препаратов с покупателем с возможностью предварительной оплаты заказа.
  4. При приеме заказов на онлайн продажу лекарственных препаратов посредством обращения пользователя на маркетплейс, информирование покупателя о показаниях к применению лекарственного препарата, условиях отпуска, правилах хранения лекарственного препарата, взаимодействии с другими лекарственными препаратами осуществляется посредством размещения в предложении о продаже лекарственного препарата полного текста последней актуальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата, в том числе посредством адресации на сайт, содержащий данные государственного реестра лекарственных средств, либо графического изображения инструкции по медицинскому применению (листок-вкладыш) лекарственного препарата.
  5. При приеме онлайн-заказов на лекарственные препараты на сайте или в мобильном приложении маркетплейса владелец последнего обязан разместить сведения о справочной службе аптечной организации, размещающей предложения о продаже лекарственных препаратов (или ином структурном подразделении аптечной организации, осуществляющем отпуск лекарственных препаратов), с указанием телефона, адреса электронной почты, фамилии, имени, отчества (при наличии) ответственного за прием заказов работника аптечной организации.
  6. В случае размещения аптечной организацией на сайте и в мобильном приложении маркетплейса/агрегатора предложения о продаже лекарственного препарата, не зарегистрированного в Российской Федерации, владелец агрегатора обязан прекратить размещение такого предложения о продаже и уведомить о факте такого размещения Росздравнадзор.
  7. Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.05.2021 N 827 аптечные организации, заключившие договор с агрегаторами/маркетплейсами на осуществление доставки заказа, несут ответственность перед покупателем в случае нарушения маркетплейсами условий хранения лекарственных препаратов при осуществлении их доставки, порчи лекарственных препаратов.
  8. Также аптечная организация осуществляет прием возвращенных неоплаченных заказов от лиц, осуществляющих доставку заказа.
  9. Коме того, правила дополняются положением о регулировке цен. Так, при дистанционной продаже цены на лекарства не должны быть выше тех, что установлены в самой аптеке. 

Start typing and press Enter to search