Борьба с прокрастинацией

Термин «прокрастинация» появился в 1977 году и означает отодвигание первостепенных и тягостных дел. Человек хорошо осознает, что у него есть работа, обязанности, но игнорирует все, отвлекаясь на любые мелочи и занятия.

Многих заботит вопрос о том, так ли страшна и безысходна прокрастинация, как ее нам преподносят, и можно ли все-таки побороть ее, решая все дела вовремя.

Прокрастинацию нельзя назвать хронической болезнью, поэтому люди, любящие все отложить на завтра, не безнадежны. Достаточно понять, что борьба с прокрастинацией заключается в изменении определенного типа мышления. Однако для этого необходимо осознавать, что у вас есть эта привычка, и она вам мешает в жизни и в работе.

Не надо путать прокрастинацию с ленью. Когда человек ленится, он просто ничего не делает, сознательно отказываясь от выполнения обязанностей. При прокрастинации человек не работает, но при этом и не отдыхает, так как занимается посторонними вещами. По сути, это пустая трата времени.

Для того, чтобы понять, как бороться с прокрастинацией, необходимо выявить ее симптомы и найти причины.

Главные симптомы прокрастинации:

сначала у вас появляется огромное желание сделать что-то действительно стоящее в самые короткие сроки;

— после этого вы успокаиваетесь и находите причину отложить данное дело;

— затем вы отодвигаете дело на неопределенный срок. При этом в вас просыпается самокритика, на которую тут же приходится самооправдание;

— дело находится на этапе, когда его нужно закончить или бросить. В итоге, самокритика канет в небытие, а вы просто миритесь с тем, что не выполнили задание.

Почему возникает прокрастинация?

  1. Иногда человек, совершая определенные действия, не понимает, ради чего он это делает. Когда это происходит, подсознание начинает назойливо задавать своему владельцу вопрос о целесообразности предпринимаемых (или задуманных) им действий.
  2. В том случае, если средства, необходимые для достижения цели, неприятны вам, прокрастинация может стать вашим врагом – даже если цель привлекательна и достаточно близка.
  3. Не менее распространенной причиной, по которой дела отправляются в долгий ящик, становится страх. Вдруг ваши усилия не оценят? Вдруг у вас не получится? Зачем тратить свои силы на бесплодные попытки, если есть шанс неудачи?

Откладывание важных посильных задач на потом имеет реальные последствия: их приходится выполнять в спешке, что снижает качество результата. Если отсрочка слишком велика, вы не успеете в срок.

Если запустить это состояние, вы можете испытывать стресс из-за оставшегося сильно ограниченного времени на выполнение работы. Вы можете забывать поесть, из-за большого количества кофе у вас появится бессонница. К тому же, у вас появятся комплексы и страхи из-за того, что окружающие не довольны вашей работой, выполненной не в срок. Вы будете винить себя из-за нереализованных возможностей.

Однако, прокрастинация может быть полезна. Часто случается, что нужно дозреть до работы, найти то, что позволит ее завершить, как, например, писатель находит подходящие слова, а художник — композицию для картины.

Повысить свою производительность помогут простые правила, которыми нужно пользоваться ежедневно.

  1. Если вы каждый раз откладываете на потом определенную работу, постарайтесь понять, почему она для вас такая неприятная. Возможно, вы найдете способы подойти к ней с другой стороны.
  2. Планируйте свое время. Люди, которые четко планируют свой день, более успешны, так как они не тратят время впустую и все успевают. Попробуйте разделить задачи на небольшие кусочки и выполнять их по кругу. Предположим, что сегодня нам нужно обязательно помыть окна в квартире, подготовить доклад и выполнить свои повседневные дела. Круг 1: помыть одно окно, составить план доклада, полить цветы, сходить за продуктами. Круг 2: помыть второе окно, написать черновик доклада, приготовить обед, убрать книги на полку. Круг 3: помыть третье окно, отредактировать доклад, обновить антивирус, постирать белье. Здесь важно найти золотую середину и правильно распределить задачи: «кусочки» не должны быть ни слишком крупными, ни слишком мелкими.
  3. Попробуйте для каждой своей задачи прописывать время выполнения. Чтобы не застревать на каждой из них, можно ставить будильник.
  4. Для перерывов также необходимо создать расписание. Однако они не должны быть длиннее 20 минут. Благодаря этому вы начнете ценить время и тратить его для выполнения более полезных задач, чем просмотр новостной ленты или фотографий из свадебного путешествия подруги.
  5. После того как вы справились с задачей, не спешите сразу же устраивать перерыв. Перед тем как отправиться на отдых, начните новое дело. Если вы планируете покончить с грязной посудой, то поставьте её в раковину и откройте воду. Если собрались писать — запустите текстовый редактор и напишите первое предложение. Когда работа начата, нам труднее о ней забыть и отвлечься на посторонние занятия.
  6. Для тех, кто верит в цветотерапию, будет полезно расположить у себя на столе вещи в красной и синей цветовой гамме. Такие тона увеличивают внимательность к деталям, благотворно влияют на общую мозговую деятельность и повышают творческий потенциал человека.
  7. На время работы лучше отключить различные уведомления на телефоне и в компьютере, чтобы вас ничего не отвлекало.
  8. Усложните себе вход в соцсети. Например, выходите из своей учетной записи Facebook на время работы. Необходимость логиниться заново послужит постоянным напоминанием о задаче, которую вы не выполняете.
  9. Найдите себе хорошую компанию, ведь, как известно, неприятные вещи мы делаем куда быстрее и охотнее, когда выполняем их вместе с кем-то.
  10. Планируйте задачи, требующие меньше умственной или физической энергии, на низкоэнергетическое время и оставляйте сложные задачи на те периоды, когда уровень вашей энергии будет выше.
  11. Радость и удовольствие помогут справиться с временной прокрастинацией. Найдите то, что доставит вам массу приятных минут, и после этого приступайте к работе.
  12. Старайтесь не перекусывать во время работы, выберите для этого какой-нибудь из перерывов.
  13. Списки и вещи для следующего дня лучше готовить с вечера. Эту привычку стоит выработать у себя с самого начала, так как она значительно упрощает вам утро, настраивая на продуктивную работу с самого начала дня, когда так велик соблазн отложить все свои дела в долгий ящик.

Помните: все самое лучшее, чего вы можете добиться, не упадет вам в руки само; очень часто вам придется прикладывать немало усилий, чтобы достичь желаемого результата, который и станет лучшей наградой за все ваши труды.

Start typing and press Enter to search