eCommerce: движущая сила коммерции в России. Перспективы развития

Электронная торговля в России является самым быстроразвивающимся сегментом экономики страны. Доля eCommerce уже превысила долю в 10% от всего рынка ритейла и не собирается останавливаться. Электронная торговля в фармацевтической индустрии также стремительно наращивает свои обороты. Основной же тренд eCommerce 2021 – 2022 года – это продолжение быстрого роста маркетплейсов.

Аналитика e-Commerce. Итоги 2021 года.

В 2021 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 4,1 трлн. рублей, говорится в ежегодном отчете «Интернет-торговля в России 2021» от Data Insight. Всего за это год россияне сделали 1 700 млн заказов, что на 104% больше, чем годом раньше, это рекорд за все время наблюдений. Объем рынка в рублях вырос за это время на 52%.

Средний чек онлайн-заказа составил 2 400 рублей, что на 26%, чем годом раньше. Интересно, что падение среднего чека наблюдается уже пятый год подряд. Эксперты Data Insight связывают это с тем, что онлайн-заказы из редкого события превратились для россиян в повседневную практику. Кроме того, наблюдается опережающий рост универсальных маркетплейсов с низким средним чеком и взрывной рост сегмента продуктов питания и его смещение в сторону небольших импульсных покупок с супербыстрой доставкой.

Доля онлайн-продаж заметно увеличилась: в 2021 году на них пришлось 12% от всего рынка ритейла и 26% от рынка непродовольственного ритейла (+3 п.п. и +5 п.п. год к году соответственно). 

Самым быстрорастущим сегментом внутрироссийского рынка розничной интернет-торговли стал eGrocery: в 2021 году объем рынка eGrocery в рублях вырос на 159% и составил 329 млрд рублей, а количество заказов выросло на 244% (с 69 млн в 2020 году до 237 млн в 2021).

Доля аптечного eCommerce в общей структуре продаж коммерческого сегмента фармацевтического рынка России по итогам 2021 года превысила 10%. За первое полугодие 2021 года объем электронной коммерции на фармацевтическом рынке составил 89 млрд. рублей и, можно предположить, что результат 2021 года в целом превысит 180 млрд. руб.

Основной рост рынка, отмечают эксперты, обеспечили крупные универсальные маркетплейсы (Wildberries, Ozon, AliExpress Russia, Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет): в 2021 году их доля выросла с 49% до 62% от всех онлайн-заказов. Крупные универсальные маркетплейсы обработали 1 055 млн заказов на общую сумму 1,5 трлн рублей.

Маркетплейсы стали важнейшим драйвером всего рынка e-Commerce за прошедшие годы. 89% продавцов увеличили за год свой объем продаж на маркетплейсах, а 58% продавцов увеличили его значительно. Об этом говорится в исследовании аналитического агентства Data Insight «Селлеры на российских маркетплейсах». Для сравнения: лишь 55% продавцов смогли нарастить оборот через собственный интернет-магазин.

41% продавцов, которые работают с маркетплейсами, считают, что это основной канал продаж. Почти половина продавцов маркетплейсов (45%) вообще не используют для продаж свой интернет — магазин или сайт. Для каждого пятого селлера маркетплейс стал первым каналом продаж, для 29% — первым онлайн-каналом.

При этом:

  • 80% продавцов вышли на маркетплейсы, чтобы увеличить аудиторию и продажи;
  • 42% — ради масштабирования продаж и ради экспансии в другие регионы;
  • 37% — чтобы повысить узнаваемость товаров;
  • каждый третий продавец (29%) использовал маркетплейсы, чтобы впервые начать продавать через интернет, а каждый пятый (20%) — чтобы снизить издержки на продажи.

В течение последних нескольких лет маркетплейсы вполне успешно продают на своих площадках весь нелекарственный аптечный ассортимент: БАДЫ, косметические средства, изделия медицинского назначения, товары из категории «материнство и детство», товары для гигиены, стоматологии и многие другие. Эта продукция доставляется как курьерами на дом конечным потребителям, так и выдается через пункты выдачи заказов. С 1 сентября 2020 года агрегаторы и маркетплейсы допущены до дистанционной торговли лекарственными препаратами. Они получают право заключать с аптеками договоры о партнерстве. Какие же плюсы и минусы есть у универсальных маркетплейсов для ведения бизнеса компаниями, имеющими свои магазины на этих Интернет-ресурсах?

 Плюсы партнерства с универсальными маркетплейсами:

  1. Готовый огромный трафик. Наверное, это самое важное преимущество маркетплейсов. Действительно, за счет большого числа пользователей маркетплейса компания-мерчант может получить новых покупателей своего товара.
  2. Быстрый старт продаж с минимальным бюджетом — не нужно иметь и продвигать свой интернет-магазин или аптеку, которая размещена на маркетплейсе. Всех покупателей будет привлекать сам маркетплейс за счет своей рекламы и прочих инструментов продвижения.
  3. Ассортиментная матрица, сформированная самим магазином или аптекой. Маркетплейсы позволяют сформировать любой ассортимент по желанию компании-партнера, разумеется, в соответствии с российским законодательством.
  4. Высокая конверсия в продажи. Доля покупок, если пользователь зашел в карточку товара или положил товар в корзину, может оказаться выше среднерыночных конверсионных показателей.
  5. Экономия на логистике. В случае с доставкой лекарственных препаратов маркетплейс предложит аптеке собственную курьерскую службу. При этом, аптечная организация сможет использовать различные логистические схемы, в том числе, и выступать как пункт выдачи заказов для пользователей, пришедших с маркетплейса.
  6. Расширенная аналитика. Маркетплейсы смогут предоставить большой ассортимент различных отчетов по товародвижению, рекламным кампаниям, потребительскому трафику и многие другие.

В свою очередь, в работе с маркетплейсами следует учитывать и ряд следующих особенностей этих площадок:

  1. Односторонний юридический порядок работы. Все условия партнерства указаны в оферте и, либо ты принимаешь эти правила игры, либо не размещаешься на площадке. В случае с аптечными организациями партнерство аптеки и маркетплейса должно осуществляться по отдельному договору, предусматривающему ответственность за соблюдение всех правил продажи лекарств дистанционным способом.
  2. Полная зависимость от площадки. В случае размещения на маркетплейсе нужно точно понимать, что потребитель приходит за покупкой именно на сам маркетплейс, а не в ваш магазин или аптеку.
  3. Непрямой контакт с конечным потребителем. Все коммуникации с пользователями будут происходить через маркетплейс. Скорее всего, большая часть данных о пользователях, необходимая для реализации рекламных кампаний, будет не доступна для участника маркетплейса.
  4. Высокая конкуренция и рейтинг. В силу большого числа товаров и компаний, представленных на универсальных маркетплейсах, необходимо эффективно конкурировать на этих площадках, в том числе и инвестируя средства в маркетинг собственного магазина или аптеки.

Согласно Правилам продажи лекарственных препаратов дистанционным способом, с 1 сентября 2021 года  аптечные организации вправе заключать договор с юридическим лицом, являющимся владельцем агрегатора информации о товарах (маркетплейса), и при подаче заявления на получение разрешения на дистанционную торговлю в данном случае необходимо указать адреса сайта (адреса сайтов) в сети Интернет или мобильное приложение (при наличии), принадлежащих владельцу агрегатора (маркетплейса). При этом аптечная организация может заключить вышеуказанный договор с несколькими владельцами агрегаторов. При этом аптека может иметь свой собственный сайт, а может заключить договор с маркетплейсом. В то же время ответственность за наличие и полноту этой информации на сайте агрегатора/маркетплейса будет нести аптечная организация.

Start typing and press Enter to search