Развитие телемедицины в России в эпоху COVID-19.

Пандемия коронавирусной инфекции изменила жизнь людей по всему миру. Вскрылось множество проблем сферы здравоохранения из-за высочайшей нагрузки: нехватка медицинских специалистов, дефицит диагностического оборудования и многое другое.  В связи с этим резко вырос спрос на дистанционные услуги, в частности, онлайн консультации врачей.

Телемедицина сегодня — это востребованный сегмент здравоохранения с годовым приростом до 20% в мире. В России это направление только начинает развиваться, в то время как рынок в США в период с 2014 по 2020 год вырос в шесть раз и достиг 3 миллиардов долларов. Для сравнения: в российские телемедицинские компании в 2019 году было инвестировано 1,5 миллиарда рублей. Так, в России спрос на дистанционные консультации врачей в первом полугодии 2020 года вырос на 177% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Цель телемедицины — предоставление качественной медицинской помощи любому человеку, независимо от его местонахождения и социального положения. Телемедицина позволяет поднять эффективность лечения и диагностики на качественно новый уровень.

Понятие телемедицина включает в себя несколько направлений:

  • Телеконсилиум — общение между врачами-консультантами из разных медучреждений и лечащим врачом «врач-врач». В рамках этого сценария врачи могут собирать консилиумы, находясь в разных городах. На практике это применимо, например, в ситуации, когда пациента переводят из одного медицинского учреждения в другое. Врачи, в учреждение которых переводят больного, должны рассмотреть его документацию. Раньше для этого приходилось приезжать на место, теперь, в рамках телемедицины, все можно оформить дистанционно.
  • Телеконсультации — удаленные консультации «врач-пациент». Например, при простом переломе (без смещения) на первичном осмотре врач сделает рентгенограмму и проведет иммобилизацию травмированного участка (наложит гипс). Далее в медицинской практике врач наблюдает за пациентом, снимает гипс и назначает курс реабилитации. Но во время иммобилизации у пациента может возникнуть дискомфорт, болевые ощущения, в этом случае пациент может связываться с врачом с помощью телемедицинских технологий.
  • Телемониторинг — наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.
  • Медицинский архив, личный кабинет пациента — ведение и хранение записей о состоянии здоровья пациента.
  • Интеграция баз данных — возможность обмена информацией между клиниками, органами здравоохранения, страховыми компаниями и др.
  • Ведение реестра, запись к врачу — возможность удаленной записи к врачу.
  • Удаленный доступ к оборудованию — контроль над состоянием оборудования, удалённое диагностирование пациента.
  • Телеобучение — проведение лекций, видеосеминаров, конференций, включений из операционных.

С каждым днем телемедицина становится не просто сервисом онлайн-консультаций, а полноценной экосистемой, которая включает в себя все: от интеграции с лабораторией до мониторинга здоровья человека с помощью переносных гаджетов.

Рынок телемедицины – динамично развивающийся сегмент мирового сообщества. По данным Global Telemedicine Market Outlook, в 2026 году мировой рынок телемедицины достигнет суммы в 175,5 млрд долларов. Ежегодный прирост составляет порядка 19,2%.

Основную долю мирового рынка составляют  телеконсультации, рассмотрим более подробно данное направление телемедицины.

1 января 2018 года вступил в силу закон, позволяющий оказывать медицинскую помощь посредством дистанционных консилиумов и консультаций. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», обеспечил возможность развивать направления оказания медицинской помощи, связанные с применением телемедицинских технологий.

Реализация закона потребует подключения всех медицинских учреждений в ЕСИА, а пациенты смогут использовать сервис, авторизовавшись на портале Госуслуг.

Новым законом устанавливается возможность выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия в электронной форме, давать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него в электронной форме, а также закрепляются правовые основы для создания и функционирования информационных систем в сфере здравоохранения.

Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации установлены ограничения на оказание дистанционных телемедицинских услуг пациенту. Так, пациенту не может быть поставлен диагноз, назначено лечение и установлено дистанционное наблюдение за состоянием здоровья без очного приема. Телемедицинские технологии могут использоваться только в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации); в целях корректировки ранее назначенного лечения (ч. 2-4 Закона об основах охраны здоровья).

К факторам, тормозящим развитие телемедицины в России, также относится недоступность населению современных технологий. Не все пациенты имеют оборудование для связи с врачом. Еще одна проблема — отсутствие у граждан доверия к новому виду обслуживания и неосведомленность о новом виде услуг. По результатам опроса ВЦИОМ, о возможности получить консультацию врача онлайн знают лишь 62% россиян. В столицах информированность выше: о возможности проконсультироваться с врачом по телефону знают 71%, по интернету — 73%», — говорится в исследовании. Составители опроса отметили, что из всех опрошенных, знающих о телемедицине, консультацию дистанционным способом получали только 8%.

Несмотря на вышеуказанные сложности, телемедицина будет активно развиваться и дальше. Пандемия коронавируса существует уже третий год, за это время все мировое сообщество подтвердило значимость развития онлайн сервисов в системе здравоохранения.

Телемедицина – это возможность снизить нагрузку на медицинские учреждения, в условиях роста заболеваемости коронавирусной инфекцией. По данным пресс-службы министерства здравоохранения, правительство РФ утвердило постановление о выделении из резервного фонда шестьсот миллионов рублей на оплату труда студентов медицинских вузов и колледжей, а также медработников, которые будут дистанционно консультировать пациентов с коронавирусной инфекцией.  «Это позволит дополнительно задействовать не менее 2,5 тысяч специалистов. В результате граждане будут быстрее получать дистанционные консультации. Консультации будут доступны не только людям, заболевшим коронавирусом, но и гражданам с симптомами пневмонии, ОРВИ и гриппа», — пояснили в Минздраве.

Развитие онлайн сервисов наблюдается не только в государственном сегменте, но и в коммерческом. Сегодня на рынке представлено большое количество различных агрегаторов, мобильных приложений, сайтов, позволяющих облегчить получение медицинских услуг пациентам. Удобство и доступность онлайн-консультаций постепенно формируют привычку обращаться к специалисту при первых признаках недомоганиях. Сегодня люди стараются избегать общественные места, чтобы не заразиться коронавирусом, особенно это касается медицинских учреждений. Поэтому так вырос спрос на онлайн консультации: не нужно посещать поликлинику и стоять в очереди для того, чтобы повторно обратиться к врачу, для уточнения схемы лечения, для расшифровки анализов и так далее.

Еще одно большое преимущество онлайн сервисов – доступность медицинской помощи людям, проживающих во всех регионах страны, в отдаленных селах и деревнях, где существует проблема дефицита медицинских кадров, а также физическая удаленность медицинских организаций от места проживания пациента.

На сегодняшний день самыми распространенными коммерческими сервисами телемедицины в России являются:

  1. «Яндекс.Здоровье», в данном сервисе через чат или видеосвязь пациент может получить рекомендации педиатра, терапевта, гинеколога, дерматолога, венеролога, гастроэнтеролога, невролога, психолога, косметолога. Медицинские специалисты отвечают на вопросы, создают медицинские карты и расшифровывают результаты анализов.

Услуги, оказываемые этим сервисом, несут рекомендательный характер, т. е. полноценным телемедицинским сервисом Яндекс.Здоровье назвать нельзя. Отсутствует возможность ведения пациентов, корректировки их диагноза, лечения, так как для этого необходим первичный очный прием. 

  1. «СберЗдоровье»ранее известный как «docdoc» – сервис поиска и записи к врачу, агрегатор клиник и врачей в РФ. Выполняет роль оператора при взаимодействии «врач–пациент». Также присутствует возможность записи на очный прием к специалисту, что подразумевает собой возможность полноценного ведения пациентов, включая постановку диагноза, последующее ведение пациента и коррекцию назначенной терапии. Существует широкая партнерская программа, которая подразумевает взаимодействие с клиниками, частными организациями и порталами различной тематики, включая медицинские.

По данным «Vademecum», число пользователей медицинского онлайн-сервиса «СберЗдоровье» достигло 14,3 млн человек, что вдвое превышает показатель 2020 года (7,5 млн клиентов). За первые восемь месяцев 2021 года сервис обеспечил 300 тысяч телемедицинских консультаций, из которых 60 тысяч было оказано в августе 2021 года.

По словам заместителя председателя правления «Сбера» Ольги Голодец, в настоящее время на платформе «СберЗдоровье» работают более 1,3 тысячи врачей, которые проводят консультации по 25 профилям. Число телемедицинских консультаций по сравнению с 2019 годом выросло на 223% – с 43 тысяч в 2019 году до 300 тысяч в 2021 году

  1. «Доктор рядом» — телемедицинский сервис, имеющий сеть партнёрских клиник, врачи которых оказывают консультации пациентам. Клиники работают по ОМС, ДМС, телемедицинские услуги оказываются в основном как дополнительные. В Калужской области входит в территориальную программу ОМС. Существует возможность проведения онлайн консультаций, предполагается возможность полноценного ведения пациента, т.к. не исключается проведение очного приема врачом.
  2. «ТелеМед» – сервис круглосуточной дистанционной поддержки по вопросам здоровья. «ТелеМед» не взаимодействует с клиниками, так как имеет свой собственный медицинский персонал. При этом полный спектр телемедицинских услуг, возможных в рамках законодательства РФ, сервис не проводит. Отсутствует возможность очного приема, полноценного ведения пациентов, в том числе выписывания лекарственных препаратов и коррекции назначенной терапии.
  3. «Онлайн Доктор» — сервис, выполняющий роль оператора, с помощью которого можно получить онлайн-консультации врачей. Также сервис занимается разработкой «облачных» решений клиникам для проведения онлайн-консультаций пациентов с практикующими врачами данной медицинской организации. Такие решения могут быть предоставлены любому медицинскому центру (независимо от его масштаба и местонахождения) в соответствии с его запросами по функциональности сервиса.

 Для получения данных лабораторных и инструментальных методов исследования врачи сервиса могут направлять пациентов в федеральные лабораторные сети, имеющие интеграцию с данной телемедицинской площадкой: результаты обследований загружаются сразу в личный кабинет пациента.

  1. «SmartMed» — телемедицинский сервис, базирующийся на базе клиник МЕДСИ. Позволяет проводить онлайн-консультации с практикующими врачами клиник, в том числе с узкими специалистами. Сервис позволяет хранить данные пациента, однако отсутствует как интеграция с другими сервисами и медицинскими изделиями, так и возможность облачного хранения данных, получаемых с них.

Предполагается возможность полноценного ведения пациентов, так как допустим очный прием. Однако учитывая расположение клиник, это доступно только в ограниченном числе городов: Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Нижневартовск, Нягань, Пермь, Ижевск, Барнаул и Волгоград.

Телемедицину называют одним из самых быстрорастущих направлений здравоохранения. Она может уменьшить количество повторных госпитализаций, значительно повысить независимость пациента, избавив его от очередей и сохранив его время, тем самым существенно повлиять на доступность медицинских услуг.

Список источников:

  • Аналитическое исследование.» Рынок телемедицины в России» (2021). Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
  • ВЦИОМ, аналитический обзор «Телемедицина в России: сегодня и завтра», 2020г. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/telemediczina-v-rossii-segodnya-i-zavtra
  • «Обзор телемедицинских сервисов», 2020г. Evercare.ru — информационно-аналитический, образовательный проект.

Start typing and press Enter to search