Имитация бурной деятельности: как распознать и что делать

У каждого человека бывают дни, когда категорически не хочется работать. И если некоторым из нас удается замотивировать себя на трудовой подвиг, то другие предпочитают только изображать бурную деятельность.

Чаще всего работники начинают имитировать деятельность из-за недостатка мотивации. Человек не видит для себя перспектив в компании, и ему совершенно не интересно то, чем он должен заниматься. Или у сотрудника нет материальных причин стараться, так как его заработная плата фиксирована и не меняется от качества выполнения должностных обязанностей.

Сотрудники могут имитировать работу просто из чувства самосохранения, чтобы доказать руководству свою мнимую полезность. Так происходит, когда должностной функционал не определен или недостаточен для полной нагрузки, а переключиться на что-нибудь другое не позволяет жесткая бюрократическая структура компании. Или наоборот: человека нагружают обязанностями, которые не входят в рамки его компетенции. Естественно, редкий сотрудник пожелает выполнять чужую работу. И ему приходится имитировать высокую загруженность.

В ряде случаев имитация бурной деятельности становится способом обратить на себя внимание руководства и заслужить повышение по карьерной лестнице. Не все способны блеснуть реальными трудовыми достижениями. А вот, изображая постоянную занятость и выказывая осведомленность во всех делах компании, многие добиваются своей цели.

Причиной имитации деятельности сотрудниками может быть и сам руководитель. Когда начальник в каждом работнике видит лодыря и лжеца, коллективу надоедает доказывать, что это не так, и вместо плодотворной работы люди начинают просто делать вид, что усердно трудятся.

Таким образом, имитацию бурной деятельности можно разделить на два типа:

– ради карьерного продвижения (работа по принципу «вспотел – покажись начальству», постоянная демонстрация руководству интенсивности собственной работы, независимо от ее результативности);

– ради поддержания образа добросовестного сотрудника и избегания увольнения или понижения в должности (главная цель – скрыть недостатки в собственной работе).

Как правило, имитаторы обладают определенным складом характера: громкие, всегда в центре внимания, суетливые, вечно торопящиеся, они заполняют пространство вокруг себя. Такие люди отлично умеют налаживать контакт с окружающими, они в курсе всех событий, знают последние новости. У них никогда не найдется свободной минуты, хотя никто не знает, чем же конкретно они заняты.

Опытный имитатор чаще всего выглядит слегка небрежно, создавая тем самым иллюзию, что из-за работы у него совсем нет времени, чтобы следить за своим внешним видом.

Еще одна особенность карьеристов с синдромом имитации бурной деятельности – особое рабочее место. На столе имитатора всегда царит творческий хаос: развалено множество бумаг, в которых сотрудник неустанно роется, монитор компьютера залеплен цветными стикерами, на которых перечислены грядущие задачи. Это делает рабочее место более солидным. Невооруженным взглядом видно: человек весь в делах. Даже прибраться на столе некогда.

Часто симулянты делают вид, что берут работу на дом. Например, при прощании с начальником берут в руки большое количество документов, дома в произвольных местах наклеивают на них разноцветные стикеры и на следующий день демонстративно возвращаются с ними на работу.

Также работники всеми силами стараются дать понять коллегам, что работают и в неурочное время: задают профессиональные вопросы по ночам, в выходные и в праздники. А еще приходят на работу раньше времени, а уходят самым последним.

Конечно, все вышеперечисленные признаки могут выдавать не только имитатора, но и самого настоящего трудоголика, который действительно работает и день, и ночь. Однако описанное поведение у трудоголика сопровождается более чем конкретными профессиональными достижениями.

Как предотвратить имитацию бурной деятельности в коллективе?

  1. Мотивируйте работников.
  2. Четко определяйте рамки полномочий каждого сотрудника.
  3. Ясно формулируйте цели, задачи, результаты и сроки выполнения той или иной задачи. Также не забывайте упомянуть, какое вознаграждение ждет работника, если он успешно справится (премия, повышение и др.)
  4. Не оставляйте успехи сотрудников без внимания. Поощряйте их.
  5. Задачи и сроки выполнения работы формулируйте в письменной форме (по электронной почте или же в интернет-мессенджерах.) Это исключит такие причины невыполнения вашего поручения, как «я забыл» или «вы не говорили».
  6. Интересуйтесь делами и текущим настроением подчиненных. Это позволит вам своевременно реагировать на их нужды.
  7. Контролируйте выполнение своих поручений. Устраивайте периодическое подведение итогов работы отделов и каждого отдельного сотрудника. Но не переусердствуйте с отчетностью. Если вместо работы сотрудник будет вынужден ежедневно заполнять длиннющие отчеты, это приведет его к мысли, что вы не доверяете ему. Кроме того, излишнее документирование еще никого не осчастливило.

В целом, если имитация бурной деятельности стала повальным явлением в вашей организации, значит пора пересмотреть свои взгляды на кадровую политику и управление компанией.

Start typing and press Enter to search