Фармацевтический рынок 2022: Тенденции, вызовы, перспективы

Ушедший 2021 год оказался богатым на события. Пандемия коронавируса не только не закончилась, но и стала катализатором еще большего числа изменений в бизнесе фармацевтических предприятий, онлайн торговля лекарствами и парафармацевтикой набирала силу, а законодательные инициативы продолжали вносить свои корректировки в деловую среду фармацевтической отрасли.

По подсчетам аналитических агентств, по итогам 2021 года рост лекарственного сегмента фармацевтического рынка составит от 12,4% до 16%. Все исследовательские компании сходятся во мнении: основной драйвер роста — поставки в государственный сегмент, объем которых, по разным данным, увеличился в 2021 году на 29%—34%.

Какие же главные тенденции развития фармацевтической индустрии нас ожидают в 2022 году?

  1. Влияние COVID. Пандемия коронавируса стала привычным драйвером значительных изменений практически во всех отраслях экономики России. В течение 2021 года весь мир следил за новостями, связанными с распространением этой инфекции. Сегодня мы плавно подошли уже к пятой COVID-волне. Пандемия многое поменяла в нашей жизни и в бизнесе корпораций. Мы научились лечению и профилактике коронавируса, еще больше ушли в цифровизацию и e-Commerce, привыкли эффективно работать в условиях ограничений, стали развивать новые проекты и оптимизировать расходы. Без сомнения, пандемия COVID-19 остается сегодня главным фактором, оказывающим влияние на развитие фармацевтического рынка в 2022 году.
  2. Инновационная модель развития российской фарминдустрии. Правительство утвердило планы по развитию фармотрасли до 2030 года. Соответствующие изменения внесли в госпрограмму по развитию фарм- и медпромышленности. Главным остался курс на разработку и выпуск отечественных инновационных продуктов. Основная цель госпрограммы — за девять лет в два раза увеличить объемы производства отечественных препаратов и медицинских изделий в денежном выражении. В приоритетах государственной политики находятся импортонезависимость, обеспечение необходимого роста производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности, развитие института обеспечения качества, а также создание и совершенствование условий для разработки инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
  3. Фармацевтический eCommerce. По количеству информационных поводов на фармацевтическом рынке тема электронной коммерции твердо удерживает одну из лидирующих позиций среди самых популярных новостей индустрии. Вопросом, как создать эффективный канал продаж лекарственных препаратов в интернет, озабочены и государственные регуляторы, и игроки отрасли, и общественные организации. В течение 2020-2021гг. мы наблюдали стремительный рост электронной коммерции с динамикой порядка 40%-50% в год, который и сегодня не собирается останавливаться. По прогнозам аналитиков, в 2025 году через интернет будет совершаться каждая четвертая сделка в России. Отдельный фактор развития e-Commerce — рост популярности маркетплейсов. Универсальные маркетплейсы являются самым важным и наибольшим сегментом в российском e-Commerce. Маркетплейсы занимают четверть объема рынка электронной коммерции в России в денежном выражении и характеризуются стремительными темпами роста, в 2,5 раза превышающими рост всех остальных интернет-магазинов РФ. В основе роста маркетплейсов лежит быстрая географическая экспансия и увеличение количества селлеров, представляющих свои товары на этих торговых площадках.
  4. Внедрение электронного рецепта и продажи рецептурных препаратов в онлайн. Положение о проведении пилотного проекта по отпуску льготных лекарств по электронным рецептам в коммерческих аптеках предполагает возможность доставки этих лекарств на дом. В Москве такой пилотный проект уже стартовал и в нем принимают участие 312 коммерческих аптек, отпускающих препараты по льготным электронным рецептам. Проводить «пилот» планируется по 31 декабря 2022 года Скорее всего, именно развитие e-Commerce для рецептурных лекарств станет ключевым драйвером развития фармацевтического рынка в ближайшие несколько лет.
  5. Продолжающаяся консолидация сетевого ритейла. По данным аналитического агентства AlphaRM, на конец ноября 2021 года в России насчитывалось более 71 тыс. аптек. Этот показатель почти на 3 тыс. больше, чем в аналогичный период 2020 года. Тенденция к слиянию аптечных сетей и готовность к выходу в новые регионы привели к укреплению позиций крупнейших игроков и уменьшению рыночной доли небольших участников рынка. При этом произошло и сокращение числа точек у региональных аптечных сетей на фоне роста числа аптек у федеральных игроков. По прогнозам, данный тренд с наращиванием силы крупнейших аптечных сетей продолжится и в 2022 году.

6.Развитие цифровых технологий в фармацевтическом маркетинге. Глобальная трансформация всей системы маркетинга, коммуникаций и продаж в фарминдустрии уже состоялась, и «цифра» проникла во все сферы деятельности любого рыночного игрока. Можно не сомневаться, что и в дальнейшем, технологии цифрового маркетинга продолжат доминировать в комплексе продвижения фармацевтических препаратов. Ближайшее будущее маркетинга – это развитие омниканальных коммуникаций, в котором именно покупатель выбирает, как ему удобнее общаться с продавцом и как комфортнее покупать: в онлайн, в офлайн, в мобильном приложении, социальной сети или маркетплейсе. Именно за счет омниканальности компания может создать единое облако постоянных контактов со своими клиентами, состоящее из тесно переплетенных «живых» и дистанционных каналов коммуникаций, позволяющих удовлетворять потребности покупателей в любое время и любой форме. Вместе с тем онлайн-визиты медицинских представителей будут завоевывать все большую долю и более вероятно, что они начнут преобладать над физическими контактами с врачами. Многие компании уже успешно протестировали и внедрили дистанционные визиты в предыдущие несколько лет, нарастили компетенции и определили эффективные стратегии для построения коммуникации с врачами в новых условиях.

7.Новые законодательные инициативы. 2022 год может оказаться не менее богатым на законодательные инициативы, чем прошедший.

8.Маркировка. Маркировка лекарств, поначалу доставлявшая много неудобств, уже стала привычной, однако и ее в 2022 году ожидают новшества: возможное сохранение уведомительного режима передачи данных в систему маркировки, подключение к маркировке БАД, антисептиков, спортивного питания и продукции из ряда других товарных категорий.

 9.«Второй лишний». Если говорить про государственный сегмент отечественного фармрынка, то в условиях увеличения госзакупок лекарств значительную роль может сыграть и использование правила «второй лишний», которое продолжает стратегию импортозамещения и может работать по аналогии с действующим сейчас правилом «третий лишний». В конце 2021 года Минпромторг предложил новую меру поддержки производителей стратегически значимых лекарственных средств. Продукции таких производителей, изготовленной в России или других стран Евразийского экономического союза, будут дано преимущество во время государственных торгов. На начальном этапе «второго лишнего» планируют проводить в пилотном режиме и только для ограниченного списка лекарств, которые уже производятся в России и других странах ЕАЭС по полному циклу.

10.Электронный рецепт. Для дальнейшего развития онлайн продаж лекарств, включая и рецептурные препараты, Минэкономразвития поручено уже в апреле 2022 года представить в правительство законопроект «О проведении эксперимента по розничной торговле дистанционным способом лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат», а в августе 2022 года этот документ должен быть передан в Государственную думу.

В статье использованы материалы изданий «Фармацевтический Вестник» (pharmvestnik.ru), ФармМедПром (pharmmedprom.ru), GxP News (gxpnews.net)

Start typing and press Enter to search