Отцы и дети: поколение Х, Y и Z

В 1991 году Нейл Хоув и Уильям Штраус, исследователи из США, создали теорию  возрастных различий. Она была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Теория оказалась полезной в бизнес-структурах: расширила возможности привлечения и управления персоналом.

Выделяют следующие поколения (в скобках указаны года рождения):

  • Величайшее поколение (1900-1923)
  • Молчаливое поколение (1923-1943)
  • Поколение беби-бумеров (1943-1963)
  • Поколение Х (1963-1984)
  • Поколение Y (1984-2000)
  • Поколение Z (c 2000).

Границы рассчитываются с допущением плюс-минус 3 года, и для людей, находящихся на стыке поколений, зачастую характерны особенности и тех, и других.

Поколение бэби-бумеров получило свое название из-за послевоенного всплеска рождаемости. Они выросли в настоящей супердержаве: победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Сейчас почти все бэби-бумеры достигли пенсионного возраста. Несмотря на это, многие из них еще работают. Эти люди – оптимисты, командные, коллективные люди. Личностный рост такие сотрудники понимают как растущее умение достигать результата вместе, командой. Это поколение является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость. Если создать бэби-бумерам стабильные условия, «зарядить» их на достижение результата можно и с помощью нематериальной мотивации.

Поколение Х называют потерянным или неизвестным поколением. Они выросли на фоне холодной войны, дефицита, начала перестройки. Многие «иксы» выросли в неполной семье, а работающие родители позволили вести самостоятельную жизнь. Нередко это поколение называют «детьми с ключом на шее». Им присущи готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя. Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни и двигаться в одном направлении. Одним из работающих мотиваторов для представителей данного поколения является возможность учиться в течение всей жизни. Что касается материальной мотивации, то X предпочитают фиксированные оклады, а система коммерческого стимулирования вызывает у них не очень положительные эмоции.

Поколение Y

Поколение Y, пожалуй, самое интересное для рассмотрения. Соискателям, которых принято относить к поколению Y, сейчас от 20 до 30 лет. И они уже являются целевой аудиторией для менеджеров по работе с персоналом. «Осеннее» поколение Y выросло на фоне глобальных потрясений: они родились – распался СССР, пошли в школу – дефолт, поступили в университет – начался кризис, нашли работу – конец света. Их часто баловали родители, выросшие в годы тотального дефицита. Поэтому самостоятельность не является отличительной особенностью Y. «Игреков» иногда называют также «сетевым поколением» или «поколения большого пальца», за свою способность набрать СМС пальцем одной руки. Они все больше уходят в виртуальный мир, вытесняя им реальный. «Игреки» могут легко общаться с незнакомыми людьми в сети, но в жизни испытывают проблемы общения. Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности – через социальные сети. Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям. Для поколения Y базовой мотивацией служит денежное вознаграждение, отсутствие ограничений и запретов, а также технологическая составляющая (к примеру, наличие на рабочем месте высокотехнологичного оборудования). Они не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, а многие так и вовсе ориентированы на создание своего бизнеса. В то же время они стремятся достигать профессионализма в нескольких областях сразу, стремятся к получению разносторонней информации. Для них настолько важна личность руководителя, что это может стать серьезным аргументом при выборе работы.

Поколение Z

Поколение Z еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. Но некоторый образ составить все же можно. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек»: современные дети активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность. Они интересуются наукой и технологиями (инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством.

Каждый волен придерживаться своего мнения, и многие могут счесть теорию поколений XYZ обычной «сказкой», не достойной внимания. Однако любая компания, которая не ориентируется на современные тренды (как и та, которая слепо берет все на веру) затормаживает свое развитие.

Применение теории поколений помогает выстроить корпоративную культуру компании. Последняя наиболее эффективна тогда, когда опирается на ценности работников того поколения, представителей которого в компании большинство. При этом, разумеется, не стоит игнорировать интересы остальных сотрудников. Например, если в компании больше «игреков», то можно не так жестко следовать дресс-коду.

Также данная теория может помочь в выборе «идеального» кандидата на открытую вакансию.  Принимая во внимание различия между поколениями и психологический портрет кандидата, компания получает не только возможность реализации стратегических планов, но и довольного и благодарного сотрудника. Помимо этого рекрутеру полезно разбираться в особенностях поколений, чтобы легче мотивировать кандидата на работу в компании.

Start typing and press Enter to search