Командная работа

Дружный и хорошо работающий коллектив – мечта любого руководителя. Но не всякая группа людей, работающих вместе, может называться командой.

Команда – это люди, которые стремятся к одной цели и разделяют ответственность за ее достижение. При этом интересы каждого вторичны. Каждый член команды имеет высокий профессиональный уровень, умеет принимать решения и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Главный критерий организации успешной командной работы – это качественное решение трудовых задач. Эффективность любой деятельности оценивается по следующей формуле: Продуктивность х Качество х Затраты ресурсов х Надежность. Считается, что командная работа более эффективна, нежели работа в одиночку. Чтобы сотрудники  трудились на благо организации и для общей цели, а не для личной выгоды, необходимо уметь мотивировать их и создать все условия для коллективной работы. Сплотить коллектив, правильно распределить обязанности, четко объяснить цель задания и обеспечить сотрудникам необходимые условия для работы. Выполнив эти условия, можно ожидать полную отдачу от команды и позитивный результат. Однако, из-за неумения организовать ее, командная работа часто вызывает у руководства негатив и опасения.

К сожалению, невозможно взять и моментально собрать хорошую команду. Формирование команды представляет собой длительный и кропотливый процесс. Для этого необходимо пройти ряд важных этапов:

Адаптация – происходит взаимное информирование и анализ задач. Люди вырабатывают нормы и принципы взаимоприемлемого поведения. Эффективность командной работы на данном этапе низкая.

Группирование – создаются небольшие подгруппы, выявляются несовпадения личной мотивации и целей командной работы.

Кооперация – члены команды осознают свое желание работать над решением задачи. Это открытое и конструктивное общение впервые возникает вместе с местоимением «мы».

Нормирование деятельности – разрабатываются нормы и принципы взаимодействия в команде. Возникает ощущение доверия.

Функционирование – это стадия принятия решений для конструктивного решения задач. У каждого появляется своя роль. Команда открыто проявляет и разрешает конфликты. Теперь уже можно говорить об истинной команде.

Исследования доказали, что для организации наиболее эффективной командной работы в группе должны присутствовать девять ролей. Некоторые члены команды могут совмещать выполнение определенных функций, играя не одну роль, а две или больше. Вот эти роли:

Рабочая пчелка. Дисциплинированный и очень надежный человек. Работает на команду, не сосредотачиваясь на своих целях. Именно «рабочие пчелки» превращают принятые решения и стратегии командной работы в конкретные задачи – сортируют цели и выстраивают логику их достижения.

Руководитель. Эмоционально устойчивый, спокойный и уверенный в себе человек. Он сильно мотивирован на достижение результата, хорошо видит сильные и слабые стороны остальных, хороший коммуникатор, умеет слушать. Формирует мнение всей группы, является социальным лидером команды.

Мотиватор. Энергичный, «бегающий вприпрыжку» человек. Он беспокоен, склонен к доминированию, динамичен, обладает напором и смелостью для преодоления препятствий. Он быстро усваивает информацию, лишен застенчивости и робости, склонен к разочарованиям. Является целевым лидером, отвечающим за отдельный проект.

Генератор идей. Креативный, одаренный богатым воображением, способный решать сложные задачи творческий человек. Ему подвластна организация разработки новых проектов, но вот пути реализации этих проектов будут разрабатывать другие. Ему требуется поддержка руководства.

Снабженец. Исследователь ресурсов, экстраверт, полный энтузиазма. Он коммуникабелен, хорошо развивает контакты и использует других людей в своих интересах, умело направляет деловой разговор к полезному для себя завершению. Ему нужен восторг окружающих.

Критик. Рассудителен и разумен, хорошо прогнозирует ситуацию, он рассматривает все варианты и делает безошибочные выводы. Для него задача важнее, чем люди. Его основная функция – это оценка идей. Он способен обосновать свою позицию и видит сильные и слабые стороны любого проекта.

Аналитик. Учитывает все факторы и ведет команду к принятию правильного решения. Мало внимания уделяет людям и не способен мотивировать, в нем отсутствуют теплота и сердечность. Из-за повышенного внимания к деталям он может утратить стратегическую цель. Лучше всего они взаимодействуют с Руководителем, Мотиватором и Генератором идей, поэтому организация их работы должна идти именно в этом направлении.

Вдохновитель. Отзывчивый, спокойный, восприимчивый, дипломатичный, способен выслушать другого, обеспечивает хорошее моральное состояние команды. Он способен оказать деликатное воздействие на конфликтующих, найти точки соприкосновения для спорящих, дать команде дополнительные силы в период кризиса.

Контролер. Организован, добросовестен, дисциплинирован, переживает за результат. Доводит любое дело до полного завершения. Он неохотно делегирует полномочия. Хорошо работает со Снабженцами, Генераторами идей и Мотиваторами – те предлагают идеи, а Контролеры воплощают их в жизнь. Пользуются уважением у Рабочих пчелок. Хуже всего взаимодействуют с Аналитиками.

В зависимости от решаемой задачи нужен определенный набор ролей, который позволит избежать конкуренции и добиться результата с минимальными затратами.

Успех работы в команде невозможен без наличия таких компонентов:

Размер команды. Оптимальный размер – от трех до девяти человек. При таком количестве членов команды более комфортно принимать решения, обсуждать вопросы, слышать и учитывать мнение каждого члена команды.

Сплоченность и умение совместно решать проблемы. Внутригрупповые связи облегчают общение, снижают недопонимание, устраняют враждебность, недоверие и повышают производительность труда. Есть вопрос – задайте его на общем собрании, требуется помощь – обратитесь за ней. Неимение вопросов может означать отсутствие интереса, а покорное принятие ответа без уточнения – нерешительность. Также важно делиться приобретенными знаниями, навыками с остальными. Обмен опытом особенно актуален при вхождении в состав команды новичка.

Здоровая конкуренция. Здоровая конкуренция в группах может быть использована для мотивации людей и помощи команде.

Распределение ролей. Это способствует грамотной постановке и эффективному выполнению задач. Любому участнику команды отводится своя роль в соответствии со способностями и возможностями.

Повышение мотивации. Работа в команде может привести к высокому уровню мотивации в группе, участники становятся более амбициозными для достижения высоких результатов.

Start typing and press Enter to search