e-Commerce: 20 трендов развития в 2022 году

По количеству информационных поводов на фармацевтическом рынке тема электронной коммерции твердо удерживает одну из лидирующих позиций среди самых популярных новостей индустрии. Вопросом, как создать эффективный канал продаж лекарственных препаратов в интернет, озабочены и государственные регуляторы, и игроки отрасли, и общественные организации.

Исследуя развития направления электронной коммерции в Росси в целом и на фармацевтическом рынке в частности, уже сейчас можно понять ключевые изменения в области дистанционной продажи лекарств и парафармацевтики.

Какие же тренды e-Commerce будут актуальны в 2022г.?

Электронная коммерция в целом
1. Стремительный рост e-Commerce. Темпы роста электронной увеличились до +50% в год, и данная динамика роста продолжает сохраняться. В 2025 году через интернет будет совершаться каждая четвертая сделка в России.
2. Рост популярности маркетплейсов. Универсальные маркетплейсы являются самым важным и наибольшим сегментом в российском e-Commerce. Маркетплейсы занимают четверть объема рынка электронной коммерции в России в денежном выражении и характеризуются стремительными темпами роста, в 2,5 раза превышающими рост всех остальных интернет-магазинов РФ. В основе роста маркетплейсов лежит быстрая географическая экспансия и увеличение количества селлеров, представляющих свои товары на этих торговых площадках.
3. Изменение структуры рынка интернет-продаж: интернет-магазины сменились селлерами на маркетплейсах, и данное изменение имеет необратимый характер.
4. Производители становятся ритейлерами (direct to customer). D2C — продажа конечному потребителю, без посредников и дилеров. Это мировой тренд, который в России стартовал относительно недавно и только набирает обороты. Производители поняли, что будущее рынка — в прямой борьбе за покупателя без посредников. А для этого важно знать своего покупателя, контролировать все этапы взаимодействия с ним, общаться напрямую и усиливать эмоциональную связь. Теперь производители перенимают опыт ритейла, который уже давно выстраивает коммуникацию с потребителем напрямую — средствами онлайн-торговли, запуская свои интернет-магазины и разворачивая витрины на маркетплейсах.
5. Развитие мобильной коммерции. Рост электронной торговли частично обусловлен увеличением частоты использования мобильных устройств. Покупатели все чаще совершают покупки со смартфонов или планшетов. Мобильный шоппинг — самый быстрорастущий тренд в e-Сommerce. Как результат, все больше и больше сайтов оптимизируются для мобильного использования. По прогнозам экспертов к концу 2021 года 73% продаж в электронной торговле будет осуществляться на мобильных устройствах.
6. Развитие омниканальной торговли. Все большее значение приобретает интеграция всех способов маркетинговых коммуникаций бренда с потребителями в единый канал взаимодействия, который фиксируется, анализируется и контролируется в едином информационном пространстве. Становится важным не только предоставить аудитории максимум точек соприкосновения с брендом, но и синхронизировать каналы между собой, сохранив единство коммуникаций, объединив разные каналы в одну систему для непрерывного покупательского опыта.

7. Развитие социальной коммерции. Социальная коммерция будет вносить значительный вклад в e-Commerce. Причем не только за счет того, что из социальных сетей пользователей будут перенаправлять в интернет-магазин. Продажи будут осуществляться прямо в Facebook, Instagram, YouTube, TikTok, так как покупатели хотят максимально просто и быстро делать заказы, например, кликнув на товар при просмотре видео. В ближайшем будущем:

  • YouTube планирует стать торговой площадкой
  • TikTok тестирует функцию добавления ссылок на товары в профили и видео (shoppable-видео), запускает интеграцию с Shopify для прямых продаж;
  • Facebook и Instagram также хотят использовать Shopify для покупок в режиме реального времени при прямых эфирах.

8.Партнерство с инфлюенсерами. В будущем бренды все чаще будут обращаться к инфлюенсерам в Instagram, YouTube, Facebook, Twitter, LinkedIn и вкладывать средства в партнерство с блогерами, чтобы отследить охват и аудиторию. Сегодня производители преимущественно сотрудничают с инфлюенсерами из Instagram (67%), но в ближайшее время ожидается колоссальный рост маркетинга влияния в TikTok.

9. Автоматизация В2В продаж. Все больше производителей и поставщиков оцифровывают коммуникации с клиентами, снижая издержки на сбор и обработку заказов и маркетинговую поддержку. Внедрение В2В-личных кабинетов необходимо для полной автоматизации всех взаимодействий с клиентами и концентрации на сервисе и установлении долгосрочных отношений с партнёрами.

10. Рост популярности чат-ботов. Чат-боты можно внедрить не только в социальные сети и мессенджеры, но и в приложение или на сайт. К 2025 году рынок чат-ботов в мире вырастет на 1,25 миллиарда долларов при среднегодовом темпе роста 24,3%. Они будут становиться все более «человечными» и функциональными. Использование чат-бота оптимизирует путь покупателя, положительно влияет на конверсию и снижает число возвратов. Подавляющее большинство миллениалов (67%) планируют делать покупки с помощью чат-ботов.

11. Ориентация на молодое поколение. После пандемии 54% потребителей стали больше покупать онлайн. Основной вклад в эту тенденцию делает молодое поколение (18-34 года) — в этой возрастной группе начали больше покупать в интернете 67% пользователей.

12. Применение дополненной реальности. Дополненная реальность (AR) улучшает покупательский опыт, повышает удобство покупок и снижает количество возвратов. В будущем использование дополненной реальности станет стандартом в определённых сегментах e-Сommerce. Так как такие технологии в российских магазинах мало распространены, их внедрение может выделить вас на фоне конкурентов и поможет увеличить конверсию в продажи.

13. Покупки по подписке. Основоположниками тренда покупок по подписке стали Amazon и Netflix. Популярность механики растет и будет расти, ведь человек освобождается от необходимости многократно оформлять заказы товаров постоянного спроса, а еще за подписку обычно предлагают бонусы или скидки.

14. Снижение сроков и стоимости доставки. Все большее число интернет-компаний, в первую очередь, маркетплейсов, увеличивают скорость доставки. Внедрение экспресс доставки за 1-2 часа и расширение сети дарксторов становится одним из важнейших элементов привлечения потребителей на свою торговую площадку в период мощной конкуренции в онлайн.

15. Видео-консультации из офлайн-магазинов. Во время пандемии возник новый способ стимуляции продаж — онлайн-консультации и демонстрация товаров по видео из офлайн-магазинов. Функция востребована и теперь — значит работает. Скорее всего, идея превратится в тренд и будет внедряться все большим количеством интернет-магазинов.

Электронная коммерция на фармацевтическом рынке

  1. Быстрый рост аптечного eCommerce. Доля дистанционной продажи лекарств и парафармацевтической продукции увеличивается стремительно. Уже сейчас она превышает 14% от объема коммерческого сегмента фармрынка и не собирается останавливаться в росте.
  2. Внедрение электронного рецепта и продажи рецептурных препаратов в онлайн. Положение о проведении пилотного проекта по отпуску льготных лекарств по электронным рецептам в коммерческих аптеках предполагает возможность доставки этих лекарств на дом. Пока законом разрешена только дистанционная торговля безрецептурных препаратов, но запуск эксперимента по доставке рецептурных лекарств обсуждается давно. В регионах, где будет проводиться пилотный проект, клиент онлайн-аптеки сможет выбрать необходимый рецептурный препарат на сайте, после чего сайт запросит подтверждение наличия выписанного рецепта на данный препарат. Для этого покупатель будет перенаправляться на сайт сервиса «Электронный рецепт», который подключен к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В случае подтверждения наличия рецепта на выбранный препарат покупатель сможет положить рецептурный препарат в корзину. После оплаты заказа курьер доставит лекарственный препарат с соблюдением условий его хранения по указанному покупателем адресу. Скорее всего, именно развитие e-Commerce для рецептурных лекарств станет ключевым драйвером развития фармацевтического рынка в ближайшие несколько лет.
  3. Выход аптек и аптечных сетей на маркетплейсы. С лета 2021 года продажа безрецептурных лекарственных препаратов стала возможна и на универсальных маркетплейсах. Аптечные организации, имеющие разрешение на дистанционную торговлю, имеют возможность интегрироваться с маркетплейсами и размещать весь свой ассортимент на этих площадках. При этом маркетплейсы смогут обеспечить высокий трафик для аптеки, а всю работу с отпуском лекарств будет проводить сама аптека. При этом фармрозница сможет воспользоваться и услугами курьерской службы маркетплейсов.
  4. Кроссформаты в аптечном eCommerce. Уже сейчас интернет-аптеки, аптечные маркетплейсы, сервисы бронирования и прочие игроки аптечного онлайна объединяются друг с другом для масштабирования потребительского трафика. Начаты процессы интеграции аптечных интернет-ресурсов и с непрофильными компаниями, например, обеспечивающими доставку продуктов на дом. Скорее всего, в ближайшем будущем само понятие «специализированный аптечный e-Commerce» исчезнет, так как на рынке будут действовать как просто интернет-аптеки, так и e-Commerce объединения из различных сфер бизнеса, включая и союзы с нефармацевтическими предприятиями.
  5. Фармацевтический D2C. Фармацевтические производители также начинают развивать свои партнерские отношения напрямую с потребителями, минуя классическую систему фармацевтической дистрибьюции. В первую очередь это касается производителей безрецептурных лекарств, БАД, изделий медицинского назначения, косметики и прочей парафармацевтической продукции. Уже сейчас многие производственные предприятия открывают свои магазины на маркетплейсах и начинают самостоятельно организовывать такую торговлю и прямые коммуникации с потребителями. В 2022 году количество таких компаний будет только нарастать.

Start typing and press Enter to search