Управленческие решения

Ежедневно руководители компаний сталкиваются с необходимостью принимать те или иные управленческие решения. Каждый менеджер исходит из своего круга знаний, опыта, функционала и полномочий для того, чтобы найти наиболее эффективное решение, которое принесет максимальную выгоду. Чем выше уровень ответственности менеджера, тем сложнее решаемые задачи. Поэтому для поиска управленческого решения применяется определенный алгоритм действий:

  1. Опишите проблему. Все, что не устраивает в сложившихся обстоятельствах: как работает компания или персонал, какие результаты достигаются.
  2. Поставьте цель. Что хотите получить, как изменить ситуацию: повысить продажи, снизить текучку кадров, завоевать определенную долю рынка. Чем яснее она обозначена и чем подробнее прописаны задачи, которые необходимо выполнить, тем проще будет принять верное управленческое решение.
  3. Соберите максимум сведений. Какую задачу предстоит решить, что есть в распоряжении, что необходимо приобрести, какие навыки и компетенции есть у персонала, какие условия работы сопровождают движение к цели. Второй важный этап работы с данными – их анализ, критическое осмысление, удаление лишнего, ранжирование на главное и второстепенное. Здесь нужно сосредоточиться на том, что понадобится для работы, а что можно отсечь.
  4. Разработайте решения. Смоделируйте ситуацию и создайте несколько альтернативных управленческих решений. Сопоставьте их по параметрам: вероятность успешности реализации, какая ресурсная база необходима, как именно будет происходить реализация, какая техника будет использоваться.
  5. Реализуйте выбранное управленческое решение: кто делает, как, когда, где и что, а также с помощью чего.
  6. Скорректируйте решение по итогам установленного периода работы. После начала работы по новому управленческому плану необходимо снова собрать данные, проанализировать их и скорректировать работу.

Идеальным вариантом является, когда данный процесс закольцован и не останавливается.

Основные методы принятия управленческих решений

Авторитарный метод: когда решения принимаются без участия других. Самый быстрый вариант принятия управленческих решений, потому что вас не задерживают другие люди, которые высказывают свое мнение или обсуждают другие решения. Большинство чрезвычайных ситуаций оправдывают авторитарный метод, но множество управленческих решений требуют участия дополнительных людей. Не используйте авторитетный метод, если вам нужно согласие между группами. Также не используйте его для важных заключений, которые требуют дополнительной поддержки.

Консультативный метод: когда руководитель приглашает других людей, чтобы выслушать их мнения, но в конечном счете, он один принимает решение. Этот вариант занимает больше времени, чем авторитарный, поскольку рассматриваются другие мнения и могут быть предложены альтернативы, что делает его менее рискованным. Это наиболее пассивный способ вовлечения других и его можно использовать, чтобы заставить людей почувствовать, что они участвовали в разработке решения (даже если в конечном счете они не имеют права голоса при принятии окончательного заключения). Используйте консультативный метод как способ принимать эффективные, обоснованные решения и получать идеи и поддержку.

Метод голосования: когда варианты обсуждаются в группе, а затем вызывается голосование, при котором выбирается наиболее благоприятный вариант для большинства людей. Данный метод также называют демократическим, потому что мнение каждого человека включено в окончательное заключение. Каждый, кто принимает участие в голосовании, принимает на себя ответственность за принятие управленческого решения в равной степени, что еще больше снижает риск неудачи. Голосование является отличным вариантом для действий, которые должны быть поддержаны и исполнены группой, поэтому в совете директоров или высшего руководства чаще всего используется данный метод. Используйте голосование, если эффективность является наиболее важным фактором, и когда все соглашаются поддержать результаты голосования.

Метод консенсуса: когда группа обсуждает варианты и рекомендации, пока все не согласятся на один курс действий. Это самый сложный и самый трудоемкий метод, потому что он требует, чтобы разные люди с разными мотивами согласились с одним вариантом. Используйте консенсус, когда вам действительно нужно, чтобы каждый участвовал в принятии важного решения.

Чтобы правильно выбрать метод принятия управленческого решения, задайте себе четыре вопроса:

Кого это волнует? Определите, кто действительно хочет участвовать в принятии решения. Не стоит привлекать людей, которые не будут затронуты окончательным решением.

Кто обладает знаниями? Определите, у кого есть опыт, необходимый вам для принятия наилучшего решения, и попросите этих людей проверить данные. Эти люди, обладающие опытом и информацией, должны пройти опрос для определения болевых точек, на которые повлияет ваше решение.

Кто должен участвовать? Подумайте о тех, чье сотрудничество вам необходимо в принятии любых решений. Лучше привлечь этих людей раньше, чем поставить их позже перед фактом и испытать их сопротивление. Начальная вовлеченность имеет большое значение.

Сколько человек стоит привлечь? Ваша цель должна заключаться в том, чтобы привлечь как можно меньше людей, при этом обеспечив качественное управленческое решение и поддержку со стороны участвующей группы. Спросите себя: «У нас достаточно людей, чтобы сделать хороший выбор? Нужно ли привлекать других, чтобы сформировать лучшее заключение и получить их преданность?».

Когда вы сможете ответить на эти вопросы, вы найдете свою команду.

Подумайте также, когда ваша команда может нуждаться во временном увеличении. Например, у вас может быть так, что ваша основная группа участников имеет окончательное мнение, но вам могут понадобиться эксперты в своей области, чтобы взвесить качество проекта или требования поставщика.

Желаем вам эффективных и верных решений!

Start typing and press Enter to search