Аптекарский огород

«Аптекарский огород» — старейший ботанический сад России и старейшее подразделение МГУ.

Сад на 49 лет старше самого университета, основанного императрицей Елизаветой Петровной по идее М. В. Ломоносова и при поддержке обер-камергера И. И. Шувалова в 1755 году.

Студенты многих факультетов МГУ (биологического, географического, геологического, почвоведения, биоинженерии и биоинформатики, фундаментальной медицины и других) приходят в Ботанический сад на лекции, занятия, практики и экскурсии. Кроме того, сад стал известным в стране центром экологического образования для школьников.

Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» имеет статус:

  • памятника истории и культуры Москвы;
  • памятника садово-паркового искусства XVIII века;
  • особо охраняемой природной территории (ООПТ).

Три века истории

XVIII век — Аптекарский огород

В 1706 году по указу Петра I на тогдашней северной окраине Москвы, за Сухаревой башней, был заложен огород для выращивания лекарственных трав. С этого огорода сад и ведет свою историю.

Первый аптекарский огород возник, вероятно, в Измайлово, при отце Петра, царе Алексее Михайловиче. В Москве подобных огородов было несколько, но все они, кроме нашего, бесследно исчезли.

Хозяином огорода сначала был Аптекарский приказ, затем Московский госпиталь, а ближе к концу XVIII века — Медико-хирургическая академия.

Для управления огородом по традиции приглашали опытных садовников и ученых-иноземцев, главным образом, из Германии. В медицинском саду не только выращивали, заготавливали лекарственные травы и на месте готовили из них лекарства (об этом косвенно говорят находимые в земле старинные аптекарские пузырьки), но и обучали студентов, будущих врачей. Отсюда посылали и первые ботанические экспедиции по России, а любознательные ученые-ботаники собирали в саду первые коллекции «курьезных плантов». По легенде, еще при основании сада сам Петр посадил здесь три хвойных дерева: ель, пихту и лиственницу «для научения граждан в их различии»; из них последняя жива до сих пор. Крона лиственницы повреждена молнией в начале XX века, и с тех пор она почти не растет. Ее почтенный возраст недавно был подтвержден с помощью возрастного бура.

XIX век — Золотой век

Сад превратился в один из центров отечественной науки и стал московской достопримечательностью.

1812 год оставил эту часть Москвы, выгоревшей дотла. В саду сгорела большая часть оранжерей, библиотека и гербарий; уцелели лишь деревья в глубине парка, где не было построек. Идея избавиться от сада, тягостного для университетской казны, не раз посещала тогда ответственные головы. Но нашелся устроивший всех компромисс: под частный садовый питомник продали часть территории. Это был единственный раз в истории сада, когда его площадь уменьшилась. На вырученные деньги и восстановили хозяйство.

В 1850-х годах была предпринята серьезная реконструкция сада с целью сделать его более привлекательным для горожан. У прежде сугубо научного заведения возникла новая функция: сад превратился в любимое москвичами место отдыха. Часть его была «отделана в английском вкусе», появилось много цветов, и «для удобства посетителя наставлены по разным местам скамейки и диваны». И. Е. Репин, бывавший в саду, записал как-то в дневнике: «В университетском саду много милого мужичья да бабья, несмотря на высокую входную плату».

На протяжении всего XIX века садом управляли видные ученые, часто оказывавшиеся людьми с немалыми организаторскими способностями. Благодаря их усилиям к концу века сад стал одним из центров отечественной ботаники. Он был хорошо известен в России и за границей, а своими коллекциями он мог похвастаться перед многими знаменитыми ботаническими садами Европы. Горожанкин ездил к коллегам для перенятия опыта в устройстве оранжерей и лабораторий. В одном из писем своему главному садовнику он писал: «…кажется, я не ошибусь, если скажу, что после оранжереи нашего сада в Дрезденском саду нечего смотреть!».

XX век — Советский период

Все драматические события XX века сполна сказались на судьбе даже такого далекого от политики заведения, как ботанический сад.

В первые годы Советской власти в стране было не до ботанических садов. Вплоть до 1930-х годов в саду наступил период разрухи и упадка, сравнимый по нанесенному урону только с пожаром 1812 года.

Вот как писал об этом уже после войны Константин Игнатьевич Мейер, директор сада с 1940 по 1948 год: «Угроза замерзания не раз нависала над оранжереями… К весне 1920 года все заборы, окружавшие Ботанический сад, оказались разобранными окрестными жителями, и сад превратился в проходной двор, от чего весьма пострадали все насаждения… Впрочем, ограждение сада скоро удалось восстановить, но оранжереи, равно как и культуры открытого грунта, остались в прежнем состоянии. Большинство этих культур было уничтожено, и в голодные годы на их месте разводились овощи. Деревянные перекрытия [оранжерей] быстро сгнили и провалились, стекла вывалились, и их стали расхищать окрестные жители. Чтобы спасти стекла от окончательного разграбления, их сняли и с уцелевших оранжерей. Голые остовы, заливаемые дождем и засыпаемые снегом, стояли до 1924 года…»

Примечательно, что в первые послереволюционные годы, когда никому не приходило в голову заботиться о досуге горожан, сад был закрыт для обычных посетителей, но несколько раз в неделю на территории разрешали гулять детям, жившим в окрестных кварталах.

По мере роста Москвы возрастало и значение сада как места отдыха горожан.

С 1-ой Мещанской (ныне пр. Мира) посетители попадали в сад через глухие деревянные ворота. За ними открывался благоухающий цветочный партер с выставленными на лето пальмами.

В годы войны на территории сада были вырыты бомбоубежища, а на производственном участке возник «коллективный огород». В лаборатории продолжались фундаментальные и практические исследования, в том числе по повышению урожайности пищевых растений.

В 1952 году рядом с садом открылась кольцевая станция метро «Ботанический сад», позже переименованная в «Проспект Мира». В ее декоре использованы ботанические мотивы. Так, например, один из 16 керамических барельефов представляет ученого с книгой и микроскопом.

Тогда же, в послевоенные годы, посещаемость сада достигла своего пика — двести тысяч человек в год приходило в сад на экскурсии, занятия, выставки цветов или просто побродить по тенистым аллеям — он был очень популярен среди москвичей и оставался до начала 1950-х единственным ботаническим садом в Москве.

По Генеральному плану реконструкции Москвы вся эта часть города должна была измениться до неузнаваемости. Вместо старой застройки вдоль проспекта Мира встали бы помпезные многоэтажные здания (в духе Кутузовского проспекта), а саду, по одной из идей, была уготована роль Главного ботанического сада столицы с приличествующими такому статусу атрибутами: величественным входом, парадной планировкой и соответствующей градообразующей ролью. Из «тайного» внутриквартального оазиса он превратился бы, возможно, в один из образцов садового искусства в стиле «сталинского ампира». Война помешала осуществлению этих планов. Сад остался практически не затронут ими, но вокруг все же многое изменилось — из исторической застройки уцелел только дом В. Брюсова.

Сад оставался ведущим ботаническим учреждением Москвы, пока в 1945 году не был заложен огромный академический сад в Останкино. В 1953 году рядом с новым комплексом зданий Университета на Ленинских горах построили Агробиологический сад МГУ, а старый сад стал его филиалом.

Экспозиции и оранжереи

«Эстетика и богатство мира насекомых». Посетители увидят более 500 самых эффектных бабочек, жуков, стрекоз, богомолов, муравьиных львов и других представителей разнообразных отрядов этого класса животных.

Композиция витрин совместила в себе эстетические и систематические принципы, что привлекает как широкую аудиторию, так и энтомологов-специалистов. Каждый экспонат снабжен информативной этикеткой с указанием латинского названия вида, русского названия, а также регионом происхождения. Авторские фотографии насекомых в природе прекрасно дополнят путешествие по удивительному миру насекомых.

Место проведения — художественная галерея HORTUS в оранжерейном комплексе.

Постоянная экспозиция «Ботаническая иллюстрация»

Постоянная экспозиция «Ботаническая иллюстрация» авторства лучших ботанических художников России — членов Ассоциации Художников Ботанического Искусства (АХБИ) размещена в холле Оранжерейного комплекса.

До 18 декабря можно ознакомиться с серией портретов японских растений «Акибаре — осенняя прозрачность»

Коллекционные оранжереи

Оранжерейный комплекс с коллекционными фондами тропических растений представлен 4-мя отделениями; собственно, тропическое, расположенное сразу за Пальмовой оранжереей, и 3 узкоспециализированных: бромелиево-папоротниковое и 2 орхидных отделения.

Последние находятся между экспозицией «Лекарственных растений» и «черепаховым» прудом в северо-восточной части cада. Весь комплекс представлен 4-мя невысокими (3,8 м в коньке) оранжереями в которых поддерживается особый микроклимат. Данные территории служат базой для поддержания и формирования экспозиции пальмовой оранжереи, они же предназначены для пополнения видового разнообразия в целях обогащения коллекционного фонда и содействия учебному процессу на биологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Здесь же выращивают виды растений, являющиеся объектами научных исследований сотрудников, студентов и аспирантов кафедры высших растений. Оранжерейный комплекс с коллекционными фондами тропических растений закрыт для свободного посещения, при необходимости сотрудники сада проводят экскурсии студентам, изучающим ботанику на живых растениях и готовят материал для практических занятий.

Экспозиции под открытым небом

Дендрарий (коллекция деревьев и кустарников)

Дендрарий сада имеет смешанную регулярно-пейзажную планировку. Он представляет большую художественную и историческую ценность как объект ландшафтного искусства и памятник истории. В дендрарии представлено несколько основных коллекций деревьев и кустарников. Среди них можно обратить внимание на коллекции гортензиевых, маслинных и клёнов.

Вересковая горка (Коллекция растений семемейства вересковые (Ericaceae))

Вересковая горка построена в 1999–2000 гг. на месте старого Альпинария. Здесь собрана коллекция растений из семейства вересковых (Ericaceae). Среди них представлены рододендроны (Rhododendron) — как дикорастущие виды флоры России и сопредельных стран (дальневосточного, кавказского и карпатского происхождения), так и многочисленные сорта, а также виды и сорта эрики (Erica), вереска (Calluna) и других растений. Всех их объединяет предпочтение к кисловатым, проницаемым и хорошо увлажненным почвам.

 

Коллекция папоротников

Папоротники — одна из древнейших групп растений. Папоротники распространены на всех континентах, встречаясь в разнообразных местообитаниях. Однако ведущая роль и по количеству видов и по разнообразию жизненных форм принадлежит папоротникам влажных тропических и субтропических лесов. В умеренном поясе наибольшего разнообразия папоротники достигают в горах.

 

Теневой сад (коллекция теневыносливых травянистых растений)

В теневом саду собрана коллекция травянистых растений, которые мирятся с условиями частичного затенения или предпочитают их открытому, солнечному положению. Тень для коллекции создают широколиственный деревья, из которых обращает на себя внимание смешанная группа из серых (Juglans cinerea) и манчжурских (J. manshurica) орехов, крупные робинии (Robinia pseudoacacia) и экземпляр дуба черешчатого (Quercus robur), посаженный в 1866 году.

Коллекция лекарственных растений

Возвращаясь к традициям Аптекарского огорода Петровских времён, мы создали коллекцию лекарственных растений. Сад лекарственных трав заложен по всем правилам первых Итальянских средневековых монастырских садов. На четырёх квадратах этого сада мы постарались высадить наиболее интересные лекарственные растения, которые используются как в народе, так и в официальной медицине. 

Коллекция видов и сортов хвойных растений (Хвойные горки)

Наша новая экспозиция — «Хвойные горки», — получила 1-ое место (Золотой диплом) Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре 2013 года в номинации «Лучший реализованный проект общественного пространства площадью менее 1 га».  Создание экспозиции преследовало две цели.

По материалам https://hortus.ru/

Start typing and press Enter to search