Учебный центр: дистанционное обучение и оценка эффективности программ

Инновационные формы обучения повсеместно внедряются в практику фармацевтических компаний из всех сегментов рынка: производителей, дистрибьюторов, сетевых и несетевых аптечных организаций. Наша отрасль не осталась на обочине прогресса и сегодня за дистанционным обучением  кроется не какая-то модная и сомнительная «фишка», а принципиально новый, высокотехнологичный подход к процессу передачи знаний. On-line образовательные курсы, в первую очередь, для сотрудников, отвечающих за продажи в удаленных регионах в фармацевтических производственных предприятиях, учебные центры аптечных сетей, специализированные вебинары и видео-курсы становятся обязательным элементом эффективного фармацевтического бизнеса.

Как мы уже писали в предыдущих статьях, дистанционное обучение имеет ряд серьезных преимуществ перед очным обучением, в первую очередь, связанных со снижением расходов на образование персонала, а также получением доступного и комфортного обучения в удобном месте, вне зависимости от местонахождения и без отрыва от основной деятельности. Кроме этого, слушатель on-line курса или вебинара имеет возможность получать образовательный материал от большого количества преподавателей и экспертов рынка по различным темам и форматам на регулярной основе.

Мотивация на обучение

Не трудно догадаться, что использование какого-то шаблонного и универсального подхода к организации дистанционного обучения не будет эффективным для сотрудников аптечной организации. Сложно предположить, что все 100% трудового коллектива заинтересуются в корпоративном обучении, станут проходить видео-курсы и участвовать в вебинарах. Помимо того, что каждый человек уникален и имеет свои жизненные приоритеты и интересы, на эффективность дистанционного обучения влияет специфика розничного аптечного бизнеса, высокая рабочая нагрузка на провизоров и фармацевтов, нехватка личного времени для дополнительного образования, а также многие другие факторы. В связи с этим, вопрос о мотивации персонала, встаёт на первое место в организации оn-line обучения. Специалисты в дистанционном обучении советуют следующие способы мотивации персонала на участие в тех или иных образовательных программах:

  1. Внедрите собственную систему комплексного и непрерывного обучения сотрудников, с элементами поощрения за качество самообразования, количество пройденных программ и другие показатели эффективности обучения.

Все мы знаем, что в наше время хорошее образование стоит особенно дорого и не каждому доступно. Отличным элементом нематериальной мотивации персонала является предоставление коллективу возможности получения дополнительного обучения в долгосрочной перспективе на безвозмездной основе, за корпоративный счет. Самое главное, перед стартом такой системы не пускать её на самотек, а грамотно объяснить каждому сотруднику ты выгоды и преимущества, которые несет такой образовательный сервис. Другими словами, необходимо сделать акцент на пользе обучения для каждого участника трудового коллектива. Чтобы сохранить мотивацию, сотрудники должны понимать реальные преимущества электронных курсов и видеть связь между обучением и своими прямыми обязанностями, а также иметь четкие цели обучения. Отличным способом связать контент и его реальное применение может стать использование сценариев и кейсов. Также можно разработать полезные материалы, например, инструкции или краткие справочники.

  1. Покажите связь между повышением квалификации и карьерным ростом

Как и в первом пункте, важно объяснить сотрудникам, как повышение квалификации может повлиять на карьерный рост сотрудника. Кандидат на повышение внутри компании, имеющий в своем арсенале долгосрочные или краткосрочные образовательные программы и занимающий активную позицию в самостоятельном бизнес-развитии, всегда будет иметь преимущество в переходе на более высокую карьерную ступень

  1. Используйте интерактивности и творческий подход

После вдохновения своих сотрудников усилия могут стать напрасными, если онлайн-курсы будут скучными и утомительными. Чтобы поддерживать мотивацию, электронное обучение должно быть качественным. Представьте новые навыки и знания в интересной и увлекательной форме: добавьте в курсы видео, подкасты, персонажей и новые сценарии. Используйте разные интерактивности, активно вовлекающие сотрудников в процесс обучения. Современным трендом развития дистанционного образования является геймификация – использование игровых технологий в онлайн-обучении. 

4. Тестирование. На первый взгляд, тестирование – это элемент контроля, а значит, негативный фактор в сознании сотрудника. Однако, в действительности, при создании действительно эффективной и мотивирующей корпоративной образовательной системы инструменты оценки являются благом для обучающихся, так как позволяют определить, сколько они изучили и получить удовлетворение от хорошего результата этого обучения. Когда у нас все получается, мы гордимся собой и особенно рады полученным навыкам.

А кроме этого, в образовательные программы можно вставлять различные интерактивные тесты и задания, которые точно не оставят аудиторию равнодушной.

5. Мобильность, комфорт и удобство. Сделайте обучение удобным и комфортным для каждого сотрудника. Труд провизора и фармацевта очень непрост, во время смены сложно выделить время еще и на обучение. Позвольте сотрудникам учиться тогда, когда им это удобно, с устройств, которые им нравится использовать больше всего. Доступ к электронным курсам можно настроить с компьютера, планшета и смартфона. Если разрешить работникам использовать собственные устройства, они смогут проходить обучение в любом удобном месте, а, следовательно, повысится и эффективность корпоративного образования в целом.

Оценка эффективности дистанционного обучения

Система электронного обучение (e-Learning), набрав большую популярность в России, имеет и своих скептиков, которые сомневаются в эффективности такой формы образования. Для того, чтобы развеять сомнения, далее мы расскажем о том, как можно оценить эффективность таких программ и убедиться в том, что они «работают».

  1. Ключевое значение в оценке эффективности играет влияние системы обучения сотрудников на рост продаж в аптечной организации. Современные платформы, на базе которых организуется комплексная система корпоративного обучения, имеют возможности технологической интеграции с любыми аналитическими приложениями. Таким образом, руководителю всегда доступна информация о коммерческой эффективности проведенных образовательных программ: как увеличились продажи после прошедшего вебинара, какой рост реализации случился после окончания долгосрочной программы повышения квалификации сотрудников и т.п. Такая информация крайне полезна и для фармацевтических производителей, которые проводят дистанционное обучение по своим лекарственным препаратам. Корректные данные о продажах, соотнесенные с временем проведения мероприятий и затрат на них, позволяют управлять образовательным контентом и предлагать проверенные программы, выгодные как для производственной компании, так и для аптечной организации.
  2. Сокращение затрат на обучение – это второй показатель эффективности реализации дистанционного обучения в компании. Во-первых, часть расходов на дополнительное образование может быть покрыта за счет бизнес-партнеров, проводящих обучающие программы в рамках продвижения собственных лекарственных препаратов или оказывающих сервисные услуги в программах лояльности для аптек. Во-вторых, расходы на on-line обучение гораздо ниже, чем на очные семинары, конференции и тренинги. В-третьих, отсутствуют потери рабочего времени, нет необходимости собирать весь персонал для прохождения обучения в одном месте.
  3. Оценка эффективности образовательных программ проводится по количественным показателям (количество прошедших обучение, итоговые оценки по тестам и т.п.) и качественным показателям (удовлетворенность слушателей материалами, работой преподавателя, способность решать новые задачи и т.п.).
  4. Сравнение эффективности сотрудников, которые прошли обучение и которые не обучались. Оценка может проводиться по самым разным параметрам, качественным и количественным.
  5. HR-оценка обучения. Все предыдущие метрики в основном оценивают кратковременную эффективность дистанционного обучения. Составить представление о долгосрочной эффективности онлайн-курсов поможет отдел персонала, который регулярно взаимодействует с сотрудниками и обладает данными об их достижениях в динамике.

Start typing and press Enter to search