Правила цифрового этикета

С развитием интернет-технологий внушительная часть нашей жизни переместилась в онлайн-пространство. В том числе и решение рабочих вопросов теперь может происходить в мессенджерах или соцсетях. И, вопреки мнениям, виртуальная реальность – место, где тоже надо соблюдать приличия. Правда, они тут свои.

  1. Выберите удобный всем канал для общения. Традиционно почта – основной инструмент деловой коммуникации. Поэтому с незнакомым человеком лучше начинать общение именно через электронную почту. И уже по почте можно договориться об общении в мессенджере. Кому-то удобнее общаться «голосом», другим – через мессенджеры, ярые адепты Telegram не приемлют WhatsApp. Третьи проверяют почту раз в два года, зато соцсети каждые пять минут. Чтобы избежать взаимных претензий, решите, какой канал коммуникации удобен вам и собеседнику, и перемещайтесь туда.
  1. Пишите, а не звоните. Если 10 лет назад звонок были привычным делом, то сейчас его могут расценивать как вторжение в личное пространство. Бывают задачи, которые решить по телефону действительно проще и продуктивнее. Например, каскад вопросов, зависящих друг от друга. Если телефонный разговор необходим, предупредите о нем заранее и договоритесь об удобном времени.

Отдельно стоит сказать о голосовых сообщениях: на самом деле содержание любого войс-месседжа легко уложить в несколько предложений. Если вы этого не сделали, это значит, что вы цените свое время гораздо выше, чем время собеседника. А это признак неуважения. Кроме того, в голосовых сообщениях очень неудобно искать фактическую информацию: ваш собеседник не сможет скопировать голосовое сообщение, чтобы переслать кому-то, ему придется набирать текст, который вы надиктовали. Отправлять голосовые сообщения уместно, только если это устоявшийся формат общения, который подходит вам и собеседнику.

  1. Здоровайтесь правильно. Первым делом откажитесь от выражения «Доброго времени суток». В русском языке при приветствии используется именительный падеж: «Добрый день», «Добрый вечер», «Доброе утро», а при прощании – родительный: «Счастливого пути», «Удачи». Поэтому такая попытка поздороваться воспринимается как прощание. «Привет» чаще всего говорят приятелям, «Приветствую» стилистически больше подходит монаршим выступлениям. Эксперты советуют использовать слово «Здравствуйте»: оно подойдет даже если вы не знаете, в каком часовом поясе находится ваш адресат.
  2. Не будьте Маяковским. Каждый раз, когда вы отправляете сообщение, у человека срабатывает сигнал уведомления. Вы пишете по одному слову, и к тому моменту, как вы доберетесь до сути вопроса, от доброжелательного настроя к вам у собеседника не останется и следа. Пишите емко и сразу по делу, а «Привет» включайте в то же сообщение. Собеседник должен узнать мелодию с одной ноты.
  3. Не игнорируйте собеседников. Старайтесь отвечать на любые запросы коллег в течение 15-30 минут. А если пока на это нет времени, скажите, что напишете чуть позже (и укажите точный срок). Так вы избавите собеседника от неопределенности и чувства тревоги.
  4. Не поторапливайте. Если вы в сообщении напишете дату или время, до которых нужно получить ответ, то можете повторно написать письмо или даже позвонить. В остальных случаях, просто пришлите уточняющий вопрос. Например, спросите, не нужна ли дополнительная информация, чтобы собеседник мог определиться с ответом.
  5. Соблюдайте субординацию. В виртуальном общении должна быть та же дистанция, что и в реальной жизни. В переписке можно перейти на «ты» только с разрешения старшего по возрасту или статусу. По правилам русского языка мы должны писать «Вы» с большой буквы, если обращаемся к одному человеку и хотим выразить ему свое уважение. Однако сегодня эта норма перестает быть такой строгой: в повседневной переписке допустимо писать «вы» с маленькой буквы.

А вот «дружбу» в соцсетях должен предлагать подчиненный, а не начальник. Это правило продиктовано тем, что сотрудники могут переживать по поводу того, что к ним в друзья стучится босс. Ведь тогда придется принять его запрос и после этого тысячу раз подумать, прежде чем сделать очередной пост.

    1. Не злоупотребляйте скриншотами. Логины, пароли, ссылки, номера телефонов и картлучше высылать текстом. Во-первых, мало кого порадует перспектива продираться сквозь непонятные значки паролей и тратить на это уйму времени. Во-вторых, легко ошибиться и, например, отправить деньги не туда.
    2. Готовьтесь к онлайн-встречам заранее. У вас рабочая встреча по Zoom, а связь сбоит под аккомпанемент криков детей, бьющейся посуды и дрожащей камеры. Кто-то из коллег опаздывает. Или классика жанра: ваш кот тоже присоединился к звонку, сбил рабочий настрой, и команда дружно умиляется 5 минут. Чтобы этого избежать, найдите заранее тихое помещение, попросите домашних не беспокоить вас и проверьте интернет. Будьте собраны, пунктуальны и внимательны. И составьте список вопросов для обсуждения, чтобы ничего не упустить.
    3. Не сокращайте слова вежливости. Многие урезают слова, которые не несут информации, а нужны лишь для выражения вежливости. Но ирония в том, что, сокращая «спасибо» до «спс»и «пожалуйста» до «пжл», вы как раз сводите на нет главную их функцию: вежливости как не бывало. Вряд ли написание нескольких букв отнимет у вас много времени, а вот адресат может расценить это как лень и неуважение.
    4. Не используйте электронный адрес с игривым названием для решения деловых вопросов. На работе вы – квалифицированный специалист и серьезный сотрудник, которому можно доверить любое ответственное дело. А уж никак не masechka_86. Поэтому заведите, наконец, рабочую почту, адрес которой будет ассоциироваться у заказчиков со взрослым ответственным человеком.
    5. Уважайте личное время собеседника. Не стоит донимать коллег рабочими задачами с 22:00 до 9 утра. В нерабочее время можно писать только по очень срочному вопросу. Если вы работаете по ночам, это не значит, что другие тоже. Если вопрос важный и его нужно решить поскорее, то напишите в мессенджер, где человек онлайн или недавно был. Попросите его связаться с вами, когда ему будет удобно. Только обязательно сообщите о причине беспокойства, чтобы не заставлять человека напрасно переживать.

Start typing and press Enter to search