Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева

Государственный Биологический музей имени К.А.Тимирязева отметит в 2022 году свое 100-летие. В период своего существования музей прошел длинный и непростой путь. Его история в значительной степени является отражением всего пути развития отечественной биологии в течение ХХ столетия. Она может служить примером того, как тесно переплетаются проблемы науки, культуры и образования, нашедшие свое выражение в деятельности музея.

Музей располагается в двух изящных зданиях городской усадьбы П.И. Щукина конца XIX века. Архитектура музея в истинно русском стиле, с изразцами и кирпичными узорами. Музей работает как научно-образовательный и художественно-эстетический центр «Человек и природа». В нем насчитывается больше шестидесяти тысяч экспонатов, представлена крупнейшая коллекция скульптур по антропогенезу, графика, живопись, представители различной российской и другой микрофлоры, биологические группы, насекомые, кораллы и моллюски. В выходные работает программа «Семья в музее». Дети вместе с родителями учатся работать с микроскопами, могут рассматривать различные бактерии, микробы, проводить опыты. Организовываются семейные викторины и игры, способствующие развитию любви к биологии и защите окружающей среды. Здесь можно увидеть маленькую оранжерею с редкими растениями, тропическими цветами, необычными хищными кустарниками, питающимися насекомыми. Очень интересна интерактивная вставка «Смотри в оба». Она позволяет посмотреть на мир глазами животных и затем сравнить его с изображением, воспроизводимым человеческими органами зрения.

Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева Музей имеет большую экскурсионную карту и больше шестидесяти маршрутов по типам растений и животных. Демонстрируются опыты и научно-популярные фильмы по разной тематике. В наличие множество программ образования для всех возрастов, организованы общества любителей цветов, минералов, кружок юных палеонтологов. Каждый год в музее проводят «Фестиваль увлекательной биологии», «Фестиваль увлекательной науки», которые привлекают любителей всего живого.   

Биологический музей имени К.А.Тимирязева был открыт в 1922 году как учебный музей при Коммунистическом университете им. Я.М.Свердлова.

Однако возник он отнюдь не на пустом месте.
Основой для создания Биологического музея послужили «Музей живой природы» и учебные коллекции Московского городского (народного) университета имени А.Л.Шанявского. Этот университет был открыт в 1908 г. на средства, оставленные по завещанию богатого золотопромышленника Альфонса Леоновича Шанявского. Он являлся самым демократическим учебным заведением того времени, так как давал возможность получить образование всем желающим, независимо от пола, вероисповедания, сословной принадлежности и наличия гимназического аттестата

Организатором и первым директором Биологического музея стал Борис Михайлович Завадовский, крупный специалист в области физиологии, эндокринологии и биологии развития, впоследствии академик ВАСХНИЛ.,

Весной 1921 г. под музей было выделено два зала в университетском здании на Миусской площади. Решение президиума Совета университета об его учреждении было принято 24 апреля, а официальное открытие состоялось на торжественном собрании студентов и преподавателей 7 мая 1922 года. Тогда же он получил имя Климента Аркадьевича Тимирязева, которого Б.М.Завадовский считал одним из своих учителей по университету Шанявского.

Б.М.Завадовским вместе с сотрудниками были сформулированы основные принципы деятельности нового музея:

  • это не «вещевой», а проблемный музей, демонстрирующий основные обобщающие проблемы всех важнейших направлений биологии и объединенный эволюционной идеей;
  • это музей-лекторий, предназначенный для получения широкого биологического образования и ориентированный в первую очередь на студентов и школьников;
  • это музей-лаборатория, где сотрудники проводят экспериментальные научные работы, а посетители принимают участие в постановке физиологических опытов;
  • большинство разделов экспозиции направлено на изучение жизнедеятельности организма, поэтому многие лекции и лабораторные работы сопровождаются демонстрацией живых растений и животных.

Данные принципы деятельности работы музея актуальны и на сегодняшний день.

Вскоре Биологический музей перерос рамки учебного музея и в 1926 г. получил статус самостоятельного государственного учреждения, подчиненного Ученому комитету при ЦИК СССР. В начале 30-х годов был подготовлен проект его преобразования в Центральный Биологический музей и строительства комплекса зданий на Воробьевых горах, однако этот проект так и не был осуществлен. Вместо этого музей был переведен во временное помещение на Кузнецком мосту, в нижнем этаже дома № 7. И только в конце 1934 г., по ходатайству А.М. Горького, он получил в распоряжение комплекс зданий на Малой Грузинской улице, дом № 15.
Эти здания в «русском стиле» были построены для размещения большой частной коллекции известного московского собирателя и коллекционера Петра Ивановича Щукина. В 1995 г. указом президента весь комплекс зданий был объявлен памятником архитектуры и градостроительства федерального значения.

В разные годы в музее работали профессора Г.Г.Боссе, А.М.Быховский, Г.П.Барабаш, Л.В.Бойцов, доценты В.Г.Колесов, В.А. Обыденнов, Н.А.Блукет, кандидаты биологических наук Н.И.Дубровицкая, Е.И.Бельская, А.С.Серейский, В.М.Катунский, И.А.Тагмазьян, Е.П.Розен, Н.Г.Залкинд, Л.Д.Петкевич, С.Б.Каден и многие другие.
Сотрудниками музея Ф.Ф.Дучинским, С.Е.Фаермарк, Е.А.Какушкиной были написаны и защищены докторские диссертации в различных областях биологии. В создании экспозиций по происхождению и эволюции растений, животных и человека активно помогали своими консультациями члены Ученого совета музея, профессора К.И.Мейер и М.И.Голенкин (ботаника), Б.С.Матвеев и А.Н.Дружинин (зоология), Я.Я.Рогинский (антропология).

В 1938 г., в связи с ликвидацией Ученого комитета при ЦИК СССР, директор музея академик Б.М.Завадовский обратился в президиум Академии наук с ходатайством о передаче Биомузея в систему Академии. Однако в этом ходатайстве ему было отказано, и он был передан в подчинение Наркомпроса. Наряду с серьезными научными исследованиями, в музее главное внимание уделялось пропаганде биологических знаний среди молодежи. Для этой цели использовались самые разнообразные формы работы: учебные экскурсии, выездные лекции, лабораторные занятия по физиологии животных и растений. В 1925-30 гг. сотрудники Биомузея стали инициаторами создания живых уголков природы в скверах и парках Москвы.  При Биомузее работали различные юннатские кружки, в которых занималось более 100 ребят. 

Великая Отечественная война прервала работу музея. Большинство сотрудников добровольно ушли на фронт и многие из них не вернулись, коллекции были эвакуированы, а в зданиях разместились госпиталь и курсы по подготовке младшего и среднего медперсонала, на которых за годы войны было обучено около 10 тысяч фельдшеров и медицинских сестер. В этой работе участвовали сотрудники физиологического отдела и использовалась часть экспозиции по анатомии и физиологии человека. С осени 1943 года оставшиеся в Москве и возвратившиеся из эвакуации сотрудники возобновили чтение лекций в госпиталях и на призывных пунктах, организовали несколько выставок, которые демонстрировались в Парке культуры имени Горького и в парке Сокольники.

Вновь получить свои здания музею удалось только в декабре 1946 года, и сразу началась работа по развертыванию экспозиции, которая была проделана всего за пять месяцев.

В 1950-х годах были продолжена традиция проведения ежегодных выставок в летнем выставочном павильоне ЦПКиО имени Горького.
В середине 60-х годов музей добился возвращения помещений цокольного этажа экспозиционного корпуса, которые сразу были оборудованы под выставочные залы. Теперь музей получил возможность проводить в них по нескольку выставок за год независимо от сезона.

Дальнейшее развитие науки требовало, чтобы и музейная экспозиция соответствовала современному уровню. В 1970-80-х годах большинство залов основной экспозиции было перестроено с учетом новых достижений в биологии.

Пропаганда научных знаний и воспитание нравственных принципов в отношениях человека с природой продолжает оставаться главной задачей в деятельности Биологического музея, функционирующего как научно-образовательный и художественно-эстетический центр «Человек и природа». Он собрал вокруг себя людей с самыми разными интересами, объединенных любовью к природе. С конца 1980-х годов при музее стали работать различные клубы и кружки: Московское общество любителей камня, клуб любителей комнатных растений «Биофитум», Московский клуб любителей кактусов, Московское общество любителей орхидей, лекторий по фитодизайна «Вторая жизнь растений», палеонтологический кружок, возникло постоянное сотрудничество с юношеским геолого-палеонтологическим клубом «Романтик» и Московской городской станцией юных натуралистов. C 1987 года почти ежегодно стали проводиться выставки московских художников-анималистов.
В 1997 году была создана «Комната открытий» – первая в России интерактивная экспозиция по биологии. Здесь посетители всех возрастов могут потрогать и взять в руки различные предметы, попробовать на вкус экзотические фрукты, определить по запаху пряности, измерить свой рост и вес, рассмотреть под микроскопом мелкие природные объекты и под руководством научного сотрудника выполнить специально разработанные задания.

Весной 2000 г. получила новое художественное оформление экспозиция “Подводный мир в волшебных шарах”, демонстрирующая уникальную технологию, которая позволяет полностью сохранить прижизненную окраску морских и пресноводных организмов – рыб и беспозвоночных животных. В начале учебного года была открыта специальная комната для проведения практических и лабораторных занятий, оснащенная современным оборудованием и новой микроскопической техникой. В течение последних двух лет была полностью перестроена и заново оборудована оранжерея, что позволяет теперь круглый год использовать живую экспозицию с экзотическими растениями для демонстрации посетителям и проведения ботанических экскурсий.

По-прежнему ведется интенсивная собирательская работа. Музейные фонды пополнились крупными коллекциями раковин тропических моллюсков, кораллов, насекомых (включающих типовые экземпляры и редкие виды), муляжей грибов, птичьих гнезд и кладок, скелетом вымершей Стеллеровой коровы, значительным количеством интересных ботанических, зоологических и палеонтологических экспонатов, редкими книгами, картинами и гравюрами. Продолжается пополнение научной библиотеки и архива, где хранятся книги с автографами, принадлежавшие крупным ученым-биологам. Крайне важным для музея событием стало поступление личного архива и библиотеки академика Б.М.Завадовского, переданных его дочерьми.

Действующие экспозиции и выставки

Карадаг заповедный — Выставка, посвященная Карадагскому заповеднику.

Заповедник расположен на юго-восточном побережье Крыма в 36 километрах от Феодосии в горном массиве Карадаг. Название «Карадаг» переводится как «черная гора» (тюрк.). Здесь всё уникально — от фантастических ландшафтов, богатых недр, растительного и животного мира до памятников истории и культуры.

Несмотря на то что заповедник был создан лишь в 1979 году, здесь с 1914 года работает Карадагская научная станция им. Т. И. Вяземского, которая имеет богатую историю научных исследований. На территории заповедника сохранилось много редких видов животных и растений, среди которых немало эндемиков Крыма. Более 30 растений-эндемиков встречаются только в Крыму и три только на Карадаге: боярышник Поярковой, эремурус Юнге, пупавка Траншеля.

Карадаг интересен в геологическом отношении: западная часть, известняковая — остаток древнего рифа, восточная же часть, вулканическая — руины двух вулканов, частично обрушившихся в море.

Живописные ландшафты Карадага вдохновляли поэтов, писателей и художников, среди которых Максимилиан Волошин, Александр Грин и Иван Айвазовский. Выставка будет интересна широкому кругу посетителей.

1:100 или 100:1. Макеты и модели в Биологическом музее —

Мероприятие проходит в рамках Года науки и технологий.

Мы привыкли, что музеи нужны, чтобы показывать подлинные предметы, в этом их смысл. Однако в музее кроме чучел, гербариев и влажных препаратов есть и макеты, то есть предметы заведомо ненастоящие. Зачем же они нужны? Какими они бывают? Самыми разными. Уменьшенными, увеличенными, в натуральную величину. В точности такими, как реальные объекты и довольно сильно отличающимися.

Некоторые предметы слишком велики, чтобы оказаться в музее — едва ли там поместится целая гора. Другие, напротив, слишком малы, и только макет может дать представление о том, как они выглядят. Третьи очень хрупкие и плохо сохраняются, теряют форму и цвет. Модель может показать какие-то отдельные, самые важные признаки предмета: молекула ДНК не выглядит в точности как её модель, но мы можем понять её строение.

Об этой уникальной и важной группе хранения рассказывает выставка.

Мадам Пенициллин — Жизнь и научное наследие Зинаиды Виссарионовны Ермольевой

О том, что британский бактериолог Александр Флеминг открыл пенициллин, все знают ещё из школьной программы. Но почти никому не известно, что почти в то же самое время в Советском Союзе шла разработка другого антибиотика — крустозина. Крустозин разработала микробиолог Зинаида Ермольева с коллегами из Института экспериментальной медицины. Как нередко бывает в науке, в двух странах у двух разных учёных были одни и те же идеи о спасении жизней людей.

Первые свои исследования Зинаида Ермольева посвятила борьбе с холерой, даже проводила эксперименты на себе. Её опыт пригодился во время борьбы со вспышкой холеры в Афганистане в 1939 году и позднее, когда началась Великая Отечественная война, в Сталинграде.

Для борьбы с холерой Ермольева организовала в Сталинграде всеобщую вакцинацию, снабжала население и солдат разработанным ею холерным бактериофагом — вирусом, уничтожающим холерные бактерии. За подвиг в Сталинграде она получила Сталинскую премию, которую тут же пожертвовала на новый самолёт «Все для фронта, все для победы».

А после Сталинграда перед Зинаидой Ермольевой встала новая задача — разработка антибиотика. В 1942 году Ермольевой удалось получить свой пенициллин из штамма гриба вида Penicillium crustosum. Зарубежные коллеги называли Ермольеву «Мадам Пенициллин».

Выставка посвящена жизни и научному наследию Зинаиды Ермольевой (1897—1974). Небольшая по объёму выставка познакомит с основными вехами биографии учёной, представит её самые важные научные достижения, позволит понять масштаб её личности. Кроме того, на выставке можно будет увидеть фрагменты предметного мира лаборатории микробиолога: образцы материалов и оборудования, которые используют учёные этой специальности.

По материалам https://gbmt.ru/ru/

Start typing and press Enter to search