Аптека и маркетплейсы: изменения в законодательстве о дистанционной продаже лекарств

Правительство Российской Федерации официально разрешило несетевым аптекам онлайн-торговлю лекарствами, а покупать препараты можно будет и на универсальных маркетплейсах. Новый порядок продажи и доставки безрецептурных медикаментов начнет действовать с 1 сентября 2021 года. Он возлагает ответственность за условия хранения и качество лекарств на аптечные организации. Вести дистанционную торговлю могут аптечные организации, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение от Росздравнадзора. Правила выдачи разрешений на дистанционную продажу медикаментов были утверждены правительством в мае 2020 года. Теперь же из них исключается требование к организациям иметь не менее 10 аптек и собственный сайт. В то же время для них устанавливается возможность заключать договоры с владельцами агрегаторов, чтобы размещать предложения и вести торговлю с помощью их сайтов.

Аналитика eCommerce

По данным аналитического агентства Data Insight по итогам 2020 года объем рынка интернет-торговли в России в целом составил 2,7 трлн. рублей и 830 млн. заказов. По прогнозам аналитиков российский рынок e-Commerce вырастет на 34% к 2024 году.

Доля аптечного eCommerce в общей структуре продаж коммерческого сегмента фармацевтического рынка России по итогам 2020 года превысила 10%. Объем онлайн продаж фармацевтической продукции в 2020 году составил 131 млрд. рублей, а динамика продаж характеризовалась колоссальным ростом +53%. Всего на фармацевтическом рынке e-Commerce игроки в 2020 году обслужили 78 млн. заказов, а средний чек в ePharma составил 1 679 рублей, что значительно превышает офлайн показатели аптечной розницы.

Универсальные маркетплейсы, такие как Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и АлиЭкспресс, являются крупнейшими и самыми мощными игроками e-Commerce. По данным Data Insight по итогам 2020 года продажи товаров через универсальные маркетплейсы превысили 721 млрд. рублей с динамикой роста +108%. При этом практически половина всех заказов в e-Commerce было сделано на площадках маркетплейсов.

Маркетплейсы стали важнейшим драйвером всего рынка e-Commerce в 2020 году. 89% продавцов увеличили за год свой объем продаж на маркетплейсах, а 58% продавцов увеличили его значительно. Об этом говорится в исследовании аналитического агентства Data Insight «Селлеры на российских маркетплейсах». Для сравнения: лишь 55% продавцов смогли нарастить оборот через собственный интернет-магазин.

41% продавцов, которые работают с маркетплейсами, считают, что это основной канал продаж. Почти половина продавцов маркетплейсов (45%) вообще не используют для продаж свой интернет — магазин или сайт. Для каждого пятого селлера маркетплейс стал первым каналом продаж, для 29% — первым онлайн-каналом.

При этом:

  • 80% продавцов вышли на маркетплейсы, чтобы увеличить аудиторию и продажи;
  • 42% — ради масштабирования продаж и ради экспансии в другие регионы;
  • 37% — чтобы повысить узнаваемость товаров;
  • каждый третий продавец (29%) использовал маркетплейсы, чтобы впервые начать продавать через интернет, а каждый пятый (20%) — чтобы снизить издержки на продажи.

 Универсальные маркетплейсы на фармацевтическом рынке. Плюсы и минусы партнерства

В течение последних нескольких лет маркетплейсы вполне успешно продают на своих площадках весь нелекарственный аптечный ассортимент: БАДЫ, косметические средства, изделия медицинского назначения, товары из категории «материнство и детство», товары для гигиены, стоматологии и многие другие. Эта продукция доставляется как курьерами на дом конечным потребителям, так и выдается через пункты выдачи заказов. С 1 сентября 2020 года агрегаторы и маркетплейсы допущены до дистанционной торговли лекарственными препаратами. Они получают право заключать с аптеками договоры о партнерстве. Какие же плюсы и минусы есть у универсальных маркетплейсов для ведения бизнеса компаниями, имеющими свои магазины на этих Интернет-ресурсах?

Плюсы партнерства с универсальными маркетплейсами:

  1. Готовый огромный трафик. Наверное, это самое важное преимущество маркетплейсов. Действительно, за счет большого числа пользователей маркетплейса компания-мерчант может получить новых покупателей своего товара.
  2. Быстрый старт продаж с минимальным бюджетом — не нужно иметь и продвигать свой интернет-магазин или аптеку, которая размещена на маркетплейсе. Всех покупателей будет привлекать сам маркетплейс за счет своей рекламы и прочих инструментов продвижения.
  3. Ассортиментная матрица, сформированная самим магазином или аптекой. Маркетплейсы позволяют сформировать любой ассортимент по желанию компании-партнера, разумеется, в соответствии с российским законодательством.

4. Высокая конверсия в продажи. Доля покупок, если пользователь зашел в карточку товара или положил товар в корзину, может оказаться выше среднерыночных конверсионных показателей.

5. Экономия на логистике. В случае с доставкой лекарственных препаратов маркетплейс предложит аптеке собственную курьерскую службу. При этом, аптечная организация сможет использовать различные логистические схемы, в том числе, и выступать как пункт выдачи заказов для пользователей, пришедших с маркетплейса.

6.Расширенная аналитика. Маркетплейсы смогут предоставить большой ассортимент различных отчетов по товародвижению, рекламным кампаниям, потребительскому трафику и многие другие.

В свою очередь, в работе с маркетплейсами следует учитывать и ряд следующих особенностей этих площадок:

  1. Односторонний юридический порядок работы. Все условия партнерства указаны в оферте и, либо ты принимаешь эти правила игры, либо не размещаешься на площадке. В случае с аптечными организациями партнерство аптеки и маркетплейса должно осуществляться по отдельному договору, предусматривающему ответственность за соблюдение всех правил продажи лекарств дистанционным способом.
  2. Полная зависимость от площадки. В случае размещения на маркетплейсе нужно точно понимать, что потребитель приходит за покупкой именно на сам маркетплейс, а не в ваш магазин или аптеку.
  3. Непрямой контакт с конечным потребителем. Все коммуникации с пользователями будут происходить через маркетплейс. Скорее всего, большая часть данных о пользователях, необходимая для реализации рекламных кампаний, будет не доступна для участника маркетплейса.
  4. Высокая конкуренция и рейтинг. В силу большого числа товаров и компаний, представленных на универсальных маркетплейсах, необходимо эффективно конкурировать на этих площадках, в том числе и инвестируя средства в маркетинг собственного магазина или аптеки.

Юридические аспекты партнерства аптеки и маркетплейсов

С 1 сентября 2021 г. вступают в силу изменения в Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 N 827.

Правила устанавливают множество требований. К наиболее значимым из них относятся следующие.

  1. Исключается требование о наличии не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности на территории РФ для получения разрешения на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом.
  2. Аптечные организации вправе заключать договор с юридическим лицом, являющимся владельцем агрегатора информации о товарах (маркетплейса), и при подаче заявления на получение разрешения на дистанционную торговлю в данном случае необходимо указать адреса сайта (адреса сайтов) в сети Интернет или мобильное приложение (при наличии), принадлежащих владельцу агрегатора (маркетплейса). При этом аптечная организация может заключить вышеуказанный договор с несколькими владельцами агрегаторов.
  3. Аптека может иметь свой собственный сайт, а может заключить договор с маркетплейсом. В то же время ответственность за наличие и полноту этой информации на сайте агрегатора/маркетплейса будет нести аптечная организация. Таким образом, в договоре с маркетплейсом необходимо четко прописать процедуру размещения и обновления информации о лекарственном ассортименте и ответственность за нарушение этих процедур.
  4. В модели продаж владельцем агрегатора/маркетплейса от имени и за счет аптечной организации может быть заключен договор розничной купли-продажи лекарственных препаратов с покупателем с возможностью предварительной оплаты заказа.
  5. При приеме заказов на онлайн продажу лекарственных препаратов посредством обращения пользователя на маркетплейс, информирование покупателя о показаниях к применению лекарственного препарата, условиях отпуска, правилах хранения лекарственного препарата, взаимодействии с другими лекарственными препаратами осуществляется посредством размещения в предложении о продаже лекарственного препарата полного текста последней актуальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата, в том числе посредством адресации на сайт, содержащий данные государственного реестра лекарственных средств, либо графического изображения инструкции по медицинскому применению (листок-вкладыш) лекарственного препарата.
  6. При приеме онлайн-заказов на лекарственные препараты на сайте или в мобильном приложении маркетплейса владелец последнего обязан разместить сведения о справочной службе аптечной организации, размещающей предложения о продаже лекарственных препаратов (или ином структурном подразделении аптечной организации, осуществляющем отпуск лекарственных препаратов), с указанием телефона, адреса электронной почты, фамилии, имени, отчества (при наличии) ответственного за прием заказов работника аптечной организации.
  7. В случае размещения аптечной организацией на сайте и в мобильном приложении маркетплейса/агрегатора предложения о продаже лекарственного препарата, не зарегистрированного в Российской Федерации, владелец агрегатора обязан прекратить размещение такого предложения о продаже и уведомить о факте такого размещения Росздравнадзор.
  8. Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.05.2021 N 827 аптечные организации, заключившие договор с агрегаторами/маркетплейсами на осуществление доставки заказа, несут ответственность перед покупателем в случае нарушения маркетплейсами условий хранения лекарственных препаратов при осуществлении их доставки, порчи лекарственных препаратов.
  9. Также аптечная организация осуществляет прием возвращенных неоплаченных заказов от лиц, осуществляющих доставку заказа.
  10. Коме того, правила дополняются положением о регулировке цен. Так, при дистанционной продаже цены на лекарства не должны быть выше тех, что установлены в самой аптеке. 

Start typing and press Enter to search