Универсальный университет: новые интерактивные технологии доступного образования для провизоров и фармацевтов

Трудно не согласиться с тем, что сегодня онлайн коммуникации являются неотъемлемой часть личного и профессионального общения. Современные интернет-технологии обладают поистине безграничными возможностями и существенно изменяют не только модель бизнеса предприятий, но и оптимизируют и повышают эффективность большинства процессов компании.

В свете текущей пандемии COVID-19, «удалёнка» стала одной из самых горячих тем года. Огромное количество организаций: как государственных, так и частных, были вынуждены спонтанно перейти модель удаленной работы. Перестроить пришлось не только рабочие процессы, но и обучение. Если раньше можно было собрать сотрудников в аудитории или, скажем, отправить на тренинг в центральный офис, то теперь единственный способ подготовки или переподготовки сотрудников — это дистанционное обучение.

Фармацевтический бизнес не остался на обочине прогресса, и инновационные формы обучения начали внедряться в практику компаний из всех сегментов рынка. Дистанционное обучение, дистанционное образование, образование через интернет — за этими определениями сегодня стоит не какая-то модная и сомнительная «фишка», а принципиально новый, высокотехнологичный подход к процессу передачи знаний. Производственные предприятия, в первую очередь, применили дистанционные образовательные технологии для обучения, развития и аттестации собственной службы медицинских представителей, аптечные сети создали собственные учебные центры для повышения компетенций провизоров и фармацевтов и постепенно начали дополнять традиционные форматы обучения on-line курсами, а фармацевтические дистрибьюторы предложили аптечным организациям вебинары по различным темам и системы видео-курсов с тестированием.

Предпосылки развития дистанционного образования на фармацевтическом рынке

Стремительное развитие фармацевтических компаний в «доковидный» период повлекло не менее бурный набор персонала. Быстро увеличивался штат медицинских представителей, обучение и развитие которых затруднялось масштабной географией нашей страны и необходимостью инвестирования значительных средств в проведение очных цикловых совещаний, митингов и корпоративных конференций. Кроме этого, резко возросла стоимость самого визита медицинского представителя к врачу или в аптеку, да и государственное регулирование взаимодействия медицинских и фармацевтических работников и сотрудников фармкомпаний в последние годы стало более жестким, с большим количеством ограничений. Разумной и логичной оптимизацией процессов обучения, развития и аттестации собственного торгового персонала для фармпроизводителей стал переход к внедрению дистанционных образовательных форм и созданию онлайн  корпоративных университетов, за счет которых стало возможным сократить часть операционных расходов на обучение сотрудников. А маркетинговые коммуникации с врачами, провизорами и фармацевтами с целью информирования медицинского и фармацевтического сообщества о своей деятельности и продукции были оптимизированы за счет развития таких дистанционных форм контактов, как вебинары, интерактивные презентации, онлайн  конференции, общение в мессенджерах и по электронной почте и аналогичные им.

Формы дистанционного образования, существующие на фармацевтическом рынке:

Сегодня на фармацевтическом рынке существуют несколько систем дистанционного образования, каждая из которых имеет ряд существенных недостатков и полностью не удовлетворяет комплексные потребности в обучении собственного персонала, врачей, провизоров и фармацевтов. В таблице №1 проведен сравнительный анализ вариантов дистанционного образования:

Процесс организации дистанционного обучения можно разбить на несколько шагов.

Шаг 1. Выбрать модель обучения

При упоминании удаленного обучения, многие сразу представляют обучение в виде вебинаров. Да, наверное, это самый популярный способ донести знания  — но он далеко не единственный. Вот какие еще модели можно выделить: 

  1. Синхронное обучение 

Синхронное обучение — это учебное мероприятие, в котором все сотрудники участвуют одновременно. Такое обучение может проходить в онлайне или в офлайне. Сюда можно отнести, например, очный тренинг с инструктором. Эта модель обучения завязана на время: все участники должны в назначенный срок оказаться в одном месте — или пройти по одной ссылке. Поэтому нужно тщательно планировать время обучения — чтобы всем было удобно. 

  1. Асинхронное обучение

Эта модель, наоборот, позволяет учащимся проходить курсы, смотреть видео и сдавать тесты в любое удобное время — и в своем темпе. В асинхронном обучении можно даже обойтись без инструктора, потому что большинство материалов записаны заранее. Инструктора можно привлечь только для проверки тестов и ответов на дополнительные вопросы. Обычно при асинхронном обучении учащимся назначают какой-то дедлайн, к которому нужно пройти курс или сдать тест.

  1. Смешанное обучение

В смешанном обучении есть элементы как синхронного, так и асинхронного обучения. Благодаря своей гибкости, эта модель обучения позволяет решать даже сложные учебные задачи. К примеру, в качестве введения в сложную тему можно предложить учащимся видео-лекцию, а для закрепления и отработки навыков — провести онлайн-тренинг.

Шаг 2. Приобрести необходимые инструменты 

Чтобы удаленное обучение было интересным, удобным и не менее эффективным, чем очное, нужны правильные инструменты. Какое программное обеспечение для этого необходимо? 

  1. Платформа для вебинаров и видеосвязи

Минимально необходимый набор функций – это демонстрация экрана, удаленный доступ к рабочему столу, чат, файлообменник и возможность трансляции на большую аудиторию слушателей. Есть два типа платформ, которые можно использовать для удаленного обучения. Первый тип — платформа для видеосвязи/вебинаров. Второй тип — виртуальный класс. Последний включает в себя набор специализированных функций: например, виртуальные задания или возможность разбить слушателей на группы. Вот несколько примеров платформ: 

  • Вебинары и видеоконференции:Zoom, Bluejeans, Join.me, Webex, GoToMeeting, Zoho.
  • Виртуальный класс:GoToTraining, BigBlueButton, Larksuite.
  1. Система дистанционного обучения

Теперь, когда вы представляете, как будете взаимодействовать с учащимися во время лекций, самое время подумать о том, как управлять процессом обучения: составлять расписание, хранить и обновлять материалы, отслеживать результаты обучения. Для этого и нужна система дистанционного обучения. СДО также помогает автоматизировать многие процессы: отправку приглашений на тренинг, назначение учебных программ, учет посещаемости и другое. Система также позволяет отслеживать результаты учащихся и собирать статистику посещений и активности. Еще необходимо обратить внимание на совместимость с СДО и поддержку мобильных устройств. Одна из ваших целей при создании курса — максимально упростить процесс запуска курса: чтобы учащийся просто нажал на ссылку и начал учиться. 

Шаг 3. Подготовить учебные материалы

Тип учебных материалов зависит от того, какую модель обучения вы используете. Если это синхронное обучение, вам пригодятся презентации — как опора лекции, а также дополнительные материалы, на которые вы будете ссылаться в процессе. Если вы используете асинхронную модель, вам нужны полноценные курсы и видеоуроки. При смешанном подходе, пригодятся и те, и другие материалы. 

Можно не останавливаться на текстовом формате и добавить в курс другие типы контента: 

  • Видео:отлично работает для быстрого введения в курс или для иллюстрации процесса/явления. 
  • Опросы/тесты/задания:помогают проверить знания учащихся и оценить, насколько внимательно они изучили материал.
  • Диалоговые тренажеры:позволяют натренировать навыки общения, например, у менеджеров по продажам или агентов техподдержки. 

Шаг 4. Запустить обучение и отслеживать его результаты

При наличии правильной СДО, этот шаг будет самым простым. Загрузите учебные курсы и материалы на учебный портал, установите дедлайны и пригласите сотрудников. Запуск обучения в виртуальном классе будет немного другим — мы поговорим об этом далее. 

Какие данные по успеваемости сотрудников отслеживать? Зависит от индивидуальных особенностей вашей компании. Возможно, вам достаточно просто убедиться, что все сотрудники прошли курс? Или вы будете отслеживать более точные метрики, например, результаты тестов? Здесь также нужно учитывать возможности вашей СДО. В виртуальном классе также стоит отслеживать метрики вовлеченности: участвуют ли учащиеся в процессе или отвлекаются на другие вкладки и приложения.

 Универсальный университет – эффективный учебный центр с мультиформатной системой образования

Будущее корпоративных университетов предсказать не сложно. Общий тренд развития образования в фармацевтической отрасли и системы дистанционных коммуникаций фармкомпаний с медицинским и фармацевтическим сообществом показывает, что наиболее успешной формой как первого, так и второго направления on-line обучения будет являться создание мультиформатного и универсального университета, состоящего из различных модулей, интегрированных в единую комплексную систему обучения, развития и оценки персонала, а также с функцией обеспечения дистанционного контакта фармацевтических компаний с целевыми аудиториями: врачами, провизорами и фармацевтами.

Ключевым в этом аспекте является именно использование единого образовательно-информационного портала, обеспечивающего системное управление обучением и аттестацией как собственных сотрудников, так и всех сторонних слушателей, и предоставляющего возможности комплексной интеграции очных и дистанционных форм обучения на основе единой технологической платформы.

Какие задачи может решать универсальный университет:

  1. Планировать и управлять всеми видами обучения
  2. Организовать очное обучение и внедрить в его в единый портал
  3. Организовать дистанционное обучение и электронное тестирование
  4. Проводить массовое обучение в очень короткие периоды времени
  5. Обеспечить непрерывности обучения и контроля знаний
  6. Построить образовательно-коммуникативную среду фармацевтической компании с целевыми аудиториями на основе образовательного портала
  7. Наладить проведение как отдельных учебных курсов, так и сложных модульных программ обучения
  8. Осуществлять автоматическую и ручную выдачу сертификатов по результатам обучения или тестирования
  9. Проводить опросы и анкетирования, собирать обратную связь по процессу обучения от слушателей
  10. Собирать детальную статистика и отчетность по результатам обучения

В статье использованы материалы статья «Удаленное обучение сотрудников. Полное руководство» О.Жолудова

Материалы образовательной платформы корпоративного обучения  iSpring

Директор по маркетингу ЗАО "ПрофитМед"

Start typing and press Enter to search