Самооценка

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется в течение всей его жизни. Мы все время сравниваем собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием. И то, как мы относимся к себе, «программирует» нас на дальнейшие свершения. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их.

Самооценка – это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Базовая самооценка формируется в самом детстве. То, как родители показывают свою любовь к ребенку, имеет большое значение. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить. Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает». Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента и характера. Так, люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные. Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго. А флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.

В психологии выделяют три вида самооценки:

Адекватная: представление человека о себе самом соответствует реальному положению вещей. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал. Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются. При адекватной самооценке человек правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей, ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь, способен критически посмотреть на себя со стороны, старается предвидеть результаты своих поступков.

Неадекватная: мнение человека о себе далеко от объективного. Самооценка может быть завышенной или заниженной, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении). Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности: они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость, не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным, часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми, подчеркнуто независимы и даже высокомерны, отвергают помощь и поддержку окружающих, в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства, не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность, часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ, имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества: нерешительность и чрезмерная осторожность, зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке, стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих, комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость, чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм, мелочность, мстительность и завистливость, страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Смешанная: человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным. К примеру, уверенно реализуется в профессии, а в личной жизни считает себя недостойными подходящего партнера.

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. При этом проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.

Занимайтесь саморазвитием, получайте новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее развит интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самооценки избавьте себя от общения с людьми, которые критикуют и обесценивают. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.

Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.

Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.

Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.

Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.

Start typing and press Enter to search