Фармацевтические тренды 2021 года: влияние COVID-19 и масштабная цифровая трансформация индустрии

Развитие фармацевтической индустрии в 2021 году обещает быть неординарным и богатым на сенсации, способные кардинально изменить ход развития всей отрасли. В текущей ситуации пандемической неопределенности рыночные прогнозы могут иметь серьезную погрешность, однако важнейшие отраслевые тренды уже сейчас заставляют компании использовать новые подходы в организации бизнеса

Итоги фармацевтического рынка: с какими показателями мы встретили 2021 год

Компания DSM GROUP в рамках еженедельных отчетов представила предварительные итоги продаж продукции из различных сегментов фармацевтического рынка: лекарственные препараты, БАД, косметика, парафармацевтика. Какие же выводы можно сделать из этого отчета?

Продажи лекарственных препаратов в 2020 году по отношению к 2019 году в натуральном выражении характеризовались спадом – 490,9 млрд. упаковок и минус 2,4% к результатам прошлого года. В стоимостном выражении реализация лекарств в 2020 году была в «плюсовой» зоне – объем продаж составил 1100,4 млрд. рублей с ростом 8,8% к 2019 году.

Реализация БАД оказалась более позитивной. В количестве реализованных упаковок данный сегмент показал рост 1,9% и 315 млн. единиц и +19,6% в стоимостном выражении к 2019 году и 71,8 млрд. рублей.

Сегмент косметической продукции в течение большей части 2020 года показывал снижение продаж по сравнению с аналогичным предыдущим периодом. К сожалению, и по итогам 2020 года ситуация не изменилась. В натуральном выражении падение реализации составило 5,7% (151 млн. упаковок), а в стоимостном – 7,3% (39,7 млрд. рублей).

Продажи парафармацевтики в 2020 году выросли на 5,3% в упаковках (501,8 млн. упаковок) и на +6.1% в рублях (107,3 млрд рублей) по отношению к 2019 году.

Наибольший вклад в рыночный рост внесла ситуация с аномальным спросом на ассортимент для лечения и профилактики коронавирусной инфекции, происходящая в марте-апреле и октябре-ноябре прошлого года, однако снижение потребительского трафика и прочие негативные факторы в другие месяцы не позволили отрасли существенно увеличить показатели продаж и прибыли. В 2021 году пандемия коронавируса также продолжит оказывать свое влияние на потребительский спрос.

Тренды фармацевтической индустрии в 2021 году

Дальнейшее влияние COVID – 19 и продолжение режима «удаленки».

Наверное, самым значимым фактором, повлиявшим на любую индустрию, как в России, так и в мире, оказался фактор влияния пандемии коронавируса с кардинальным изменением бизнес-моделей и процессов во всех компаниях. Режим удаленной работы для персонала, дистанционные коммуникации, zoom-встречи и переговоры, работа команд, включающих сотрудников из разных стран, дистанционное обучение  и многие другие аспекты онлайн-подхода к ведению бизнеса, скорее всего, будут нас сопровождать и в 2021 году. Также, ряд компаний, распробовав перевод всех или части сотрудников на удаленный режим работы и снижение операционных издержек, скорее всего, продолжит использование этой схемы. Несомненно, пандемия коронавируса продолжит оказывать свое влияние на каналы продаж фармацевтической продукции и смещать долю продаж в сторону онлайн.

  1. Масштабная цифровая трансформация здравоохранения

Цифровая трансформация — это лозунг 2021 года для всей системы российского здравоохранения.  Цифровая революция охватила создание новых лекарств, так и привнесла инновационные решения в маркетинг брендов, аптечный ритейл и коммуникации с пациентами. Уже проведена и запланирована грандиозная  государственная работа по становлению системы цифрового здравоохранения в России с форсированным развитием IT решений в медицинских проектах.

В 2021 году в российской медицине стоит ожидать дальнейшего развития следующих направлений:

  • телемедицины с полным и персонифицированным сопровождением пациентов;
  • внедрение искусственного интеллекта и алгоритмов на основе машинного обучение практически во все сферы здравоохранения: от поиска новых молекул и помощи врачу и пациенту до аптечной розницы и оптимизации операционной деятельности;
  • расширение спектра технологий и приложений Smart medicine для персонифицированного мониторинга здоровья;
  • внедрение электронного рецепта и электронной медицинской карты, которые, в свою очередь, в перспективе следующих нескольких лет может привести к легализации онлайн продаж и рецептурных препаратов;
  • виртуальная реальность в здравоохранении. В настоящее время технология VR используется для лечения хронической боли, тревоги и посттравматического стрессового расстройства.                                                                                                                Цифровой фармацевтический маркетинг

Цифровая трансформация экономики и стремительное технологическое развитие отраслей бесповоротно изменили весь подход к маркетингу. Тотальное проникновение «цифры» во все сферы жизни, изменение поведенческих моделей, появление более эффективных коммуникативных каналов и изменение пути клиента вынуждают компании кардинально изменять всю маркетинговую деятельность. Падает эффективность традиционных каналов коммуникации и, наоборот, появляются новые инструменты взаимодействия с целевой аудиторией, а потребление товаров и услуг все больше погружается в виртуальный мир. Фармацевтическая индустрия не отстает от прочих отраслей в цифровизации маркетинговой деятельности. Среди наиболее ярких трендов развития отрасли можно выделить:

  • использование клиентоцентрированной и «более человечной» концепции омниканального маркетинга в бизнесе производителей, фармдистрибьюторов и аптечных сетей;
  • стремительное развитие новых каналов коммуникаций и роботизация клиентского сервиса: внедрение автоворонок, мессенджеров, чат-ботов и пр.;
  • дальнейшее увеличение доли дистанционных коммуникаций фармацевтических компаний с врачами и провизорами;
  • развитие e-Commerce маркетинга и системы маркетингового партнерства со специализированными и универсальными маркетплейсами;
  • развитие контент-маркетинга с серьезным и профессиональным подходом к созданию той информации, которая доносится до целевых аудиторий;
  • мощное развитие продвижения фармбрендов в социальных сетях с использованием видео-контента;
  • data-driven marketing – маркетинг, ориентированный на «большие данные» и детального измерения на всём пути клиента, от формирования потребности в продукте до момента рекомендаций;
  1. Фармацевтический e-Commerce

Пандемия COVID-19 стала мощным катализатором трансформационного процесса, когда даже несколько консервативная фармотрасль не смогла дальше отрицать новую цифровую реальность и, на какое-то время, полностью погрузилась в мир интернет-продаж и нового законодательства. Сегодня аптечный e-Commerce – это лакомый кусок, как для аптечных организаций, так и для игроков со смежных рынков. Среди маркетплейсов и интернет-универсалов, наверное, только «Петрович» не отметился в списке компаний, стремящихся завоевать розничный аптечный рынок.

По данным аналитического агентства RNC Pharma общий объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (лекарственные препараты + парафармацевтика) в России по итогам 1-3 кв. 2020 г. достиг 95,2 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), что составляет порядка 9,2% общего объёма рынка.

В 2021 годы мы увидим стремительное развитие всех форм e-Сommerce: интернет-аптек с курьерской доставкой, интернет-заказов и выдачи препаратов из аптек, мультифункциональных online справочных платформ и маркетплейсов. Кроме этого, в первой половине текущего года универсальные маркетплейсы, скорее всего, получат возможность осуществлять онлайн продажи безрецептурных лекарств с курьерской доставкой, ведь Минздрав предлагает позволить агрегаторам торговать лекарствами дистанционно. Также ведомство считает возможным снять ограничение о наличии 10 точек розничной продаж для аптечных организаций. Соответствующий законопроект опубликован на портале regulation.gov.ru. Общественное обсуждение документа продлится до 27 января.

  1. Маркировка лекарственных препаратов

Маркировка лекарственных препаратов продолжит оказывать существенное влияние на бизнес фармацевтических организаций и в 2021 году. Уведомительный режим маркировки введен постановлением Правительства №1779 от 2 ноября 2020 года, он действует до 1 февраля 2021 года. До 1 июля 2021 года в системе остается ряд упрощенных операций. В начале ноября правительство выпустило еще одно постановление от 02.11.2020 № 1779 «О внесении изменений в Положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения», которое упростило порядок работы с системой МДЛП. В частности, документ установил, что аптеки и медучреждения могут выводить маркированные лекарства из оборота через кассы и регистраторы выбытия сразу после того, как уведомят систему о поступивших к ним препаратах. Ждать подтверждения от системы, что сведения о приемке успешно зарегистрированы, не нужно. К тому же до 1 июля 2021 года при ввозе лекарств в Россию импортеры могут не ждать от держателей или владельцев регистрационного удостоверения на препараты подтверждения ввоза. Ожидается, что после этого периода, система мониторинга движения лекарственных препаратов заработает в полном объеме.

 4. Создание новых вакцин и инновационных препаратов

Пандемия коронавируса стала катализатором большого числа разработок новых вакцин и лекарств для борьбы с этой инфекцией. В конце января 2021 года российские отраслевые ведомства сообщили, что в результате изменения регуляторики в стране были разработаны 11 препаратов для борьбы с COVID-19. Ранее г-жа Скворцова сообщала, что в 2021 году ФМБА представит два новых, не имеющих аналогов лекарства против новой коронавирусной инфекции.

Кроме этого, Центр Гамалеи ведет разработку одной новой вакцины для профилактики и двух препаратов для лечения COVID-19. Информация содержится в государственном задании на 2021 год, утвержденного Минздравом.

Мировая фармацевтическая индустрия также продолжит поиск и исследования новых молекул для лечения новой коронавирусной инфекции.

 5. Новые регуляторные изменения в фармацевтической отрасли.

Еще один важнейший тренд 2021 года на фармацевтическом рынке – усиление регуляторного давления на отрасль. В течение всего текущего года будет работать, так называемая «регуляторная гильотина» — избавления фармацевтической индустрии от хлама устаревших, бесполезных или вредных норм, в том числе и тех, которые были актуальны при проводимых проверках.

Также остается непонятной судьба законопроекта, направленного на ограничение на ограничение стимулирующих выплат аптечным организациям в сумме не более 5%.

Директор по маркетингу ЗАО "ПрофитМед"

Start typing and press Enter to search